Найти тему
Эстетика бонсай

В мастерской Клим Керамик

В самый разгар бонсайных фестивальных событий в Ботаническом саду Петра Великого, где с 15 по 23 июля 2023 года проходила выставка бонсай Игоря Ислентьева, международная конференция по культуре японских садов, в которой звучало множество докладов о культуре бонсай, шли демонстрации по первичному формированию бонсай мастеров из разных городов России и Италии, я в сети получила неожиданное приглашение:

«…Здравствуйте. Если будет время, приходите в гости ко мне в мастерскую, буду рад видеть. Левашовский проспект 3, вход со двора».

Это был Клим Яблочкин, известный в российском бонсайном сообществе как создатель мастерской Клим Керамик. Туда он и приглашал. Конечно, я себе сразу сказала «Да!», тем более что нашлась компания заинтересованных лиц – меня поддержали члены питерского клуба бонсай «Кёнгай», которые еще не были в гостях у Клима. Многие слышали рассказы о мастерской от тех, кто уже нашел время посетить это место и пообщаться с мастером в созданной им творческой обстановке. Фестивальное расписание было плотным, договорились выбрать удобное время на следующий день.

Прогулка от Ботанического сада до мастерской заняла около 15 минут. В торце жилого дома спустились в небольшое полуподвальное помещение. Брутальный ремонт соответствовал сути помещения, но было необыкновенно светло и уютно.

-2

С разрешения хозяина расхватали, чтобы рассмотреть, готовые плошки с небольшой этажерки у входа: «барабан!, кёнгай!, овал!, прямоугольная!, мокко!, лотос!…»

-3

Я обратила внимание на большой стол с красноватой от работы с глиной поверхностью. Самые крупные предметы на нем – обычная скалка и две длинные рейки – под толщину этих реек раскатывается пласт. В самых разных деревянных стаканчиках аккуратно рассортировано множество более мелких инструментов – ножичков, скребков, иголок и того, название чего очень сложно было запомнить. На углу стола папка с выкройкам на плотной белой бумаге. Видно, что они используются не один раз. На полу у стола – тяжелые мешки с глиной.

-4

В углу комнаты электрическая печь. Она кажется довольно внушительной, но на самом деле ее стенки очень толстые и внутреннее пространство существенно меньше. В ней можно обжигать изделия средних размеров и мелкие экземпляры. Закладка в печь керамических изделий и обжиг – это сложный логистический процесс. К этому моменту должны быть вылеплены и подсушены желательно столько изделий, сколько по объему можно будет компактно, подпирая там, где изделие может «провиснуть», кусочками кирпичей, установить в печи. Поэтому вся работа мастера достаточно циклическая. Многие операции требуют определенного времени, пропустить или ускорить их нельзя.

-5

С другой стороны рабочей зоны – современный гончарный круг – элегантный низкий треугольный столик с пластиковым поддоном и установленным в центре крутящимся диском. Конечно, я не так себе представляла этот предмет. Пора менять картинку в голове.

Пока я озиралась, Клим терпеливо объяснял один из способов, которым можно создать овальную плошку – сначала круглая форма создается на гончарном круге, затем отрезается дно. Такая заготовка стоит ночь под пакетом, чтобы глина приобрела более плотное состояние. Затем круглые стенки обминаются до овала, а на раскатанном пласте глины по форме овала вырезается дно и соединяется со стенками.

-6

Отверстия для слива и крепления проволоки формируются, когда глина находится в кожетвёрдом состоянии.

На этажерке была еще небольшая коллекция образцов ножек в форме «облачков». Они формируются путем «отминки» в заранее подготовленных гипсовых формах. Рисунки на ножках самые разные, в основном цветочные и растительные мотивы. Пока деталь не высохла, вручную убирается лишняя глина, одновременно регулируется высота и будущий наклон ножки. Чем изящнее первоначальный рисунок, тем более тщательно нужно обработать нижний край «облачка». Работа, на мой взгляд, очень кропотливая и важная – ножки должны быть одинаковые, иначе устойчивость плошки будет под вопросом.

-7

Говорили о глине – в продаже разные ее сорта, поэтому для достижения необходимых технических характеристик при обязательном разминании материала, делаются определенные добавки. Как правило, обязательно добавляется шамот – маленькие кусочки обожженной глины. Таким образом, сочетая в глине низкое водопоглощение, шамот и высокую температуру обжига (1220 градусов), на выходе получают более прочный, долговечный и морозостойкий материал.

Обсудили и рассмотрели маленькие штампы мастера с изображением рыбки Кои, сравнили их с оттисками на изделиях, которые тут и там сушатся перед обжигом.

-8

Одна плошка, почти поднос, привлекла особое внимание. Это одна из вещей, которая создавалась мастером вручную. Пласт глины свободной формы, раскатанный первоначально на плоскости, был уложен на сферическую поверхность большого радиуса, созданную из комков бумаги, скрепленных скотчем. Это техника, а вот творческие приемы, которые применил мастер, сможет рассказать только сам Клим. В результате плошка, являясь вполне функциональной, напоминает по структуре толстый кусок старой коры.

-9

Творческие эксперименты с обработкой поверхности мы видели еще на примере двух небольших пиал. Кстати, воду и чай в этот жаркий день мы тоже пили из разнообразных чашечек и стаканчиков, созданных руками мастера. Несколько контейнеров ручной работы, форму которых сложно описать, мы видели и на этажерке, где стояли уже готовые изделия.

Здесь же находился еще один эксперимент мастера – глиняные музыкальные этнические инструменты под названием окарина.

-10

То, что сначала показалось небольшой небрежностью в рабочей зоне мастера – разбросанные тут и там пластиковые карточки, скомканная фольга от шоколадок – тоже оказались своеобразными инструментами. Клим продемонстрировал способы применения этих вещей при создании керамики. В одном из стаканчиков оказалось несколько трафаретов для формирования дополнительных рельефов на изделии. Фольга позволяет создавать шершавые поверхности абстрактной формы. А обыкновенные свечи в этом хозяйстве очень нужны, чтобы украшать знаменитые «барабаны».

-11

Мы не успели поговорить о глазуровании плошек. Жаль. Но это разговор не на час, да и задать такие сложные вопросы можно позже самому Климу в группе.

Нас, естественно, больше всего интересовала бонсайная керамика. Клим сказал, что она пользуется популярностью не только у бонсаистов. Плошки, поднятые на ножках, заказывают и те, кто выращивает суккуленты, а также формирует композиции из различных растений.

-12

Еще Клим рассказал, что как ни странно, к нему обращаются не только с заказами керамики. Многих интересует сам процесс создания изделий. В ближайшее время в мастерской Клим Керамик начнут проводиться мастер-классы, где можно будет разобраться с некоторыми секретами изготовления керамики и попробовать создать собственное изделие.

Пробыв в мастерской больше часа, мы должны были вернуться в Ботанический сад, чтобы продолжить фестивальное общение. Много вопросов мы не успели задать мастеру, но все же узнали много нового. Спасибо! Эта маленькая экскурсия добавила еще одну светлую нотку в большой фестивальный «ансамбль» бонсайных событий этих дней. Очень хочется, чтобы фестиваль состоялся и в следующем году, а керамисты приобрели бы в его расписании свою демонстрационную площадку.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

Бонсайный Санкт-Петербург
Эстетика бонсай26 июля 2023

«Эстетика бонсай» ВКонтакте