На прошлой неделе объявили, что до конца 2024 года будет разработан ГОСТ школьной формы. Стандарт, по словам Роскачества, определит «ассортимент одежды, который входит в эту категорию» и предъявит «требования к форме, её материалам, а также к маркировке изделий». Форма станет «единообразной (не путать с „одинаковой“) по стилю, конструктивным решениям и сочетанию цветов».
Провела у себя в ТГ-канале «Учимся учить иначе», где собраны учителя и родители, опрос мнений. вот что получилось:
Конечно же, единого мнения тут быть не может. И ещё, мне кажется, что ради хорошей школы, качественного образования дети и родители с формой готовы смириться. Как пример, моя семья. Я не люблю форму, сын терпеть не может форму, папа/муж, бывший «суворовец» спокойно относится к униформам. При этом мы понимаем, что это тот минус нашей школы, с которым мы готовы мириться ради много другого, поэтому приняли это правило школы и не спорим с ним, тем более, форма очень удобная, качественная, а главное, не мнётся (так как в школе можно сидеть и лежать на полу, для меня это актуально). Ну и, конечно, мне очень удобно то, что не нужно каждый день ломать голову, во что одеть. Но! На минуточку у сына три комплекта рубашек, двое брюк, один пуловер, форма же требует стирки каждый день, а также есть спортивная форма регламентированная. И каждый элемент совсем не пару тысяч стоит. И то же самое у дочки. Это прямо совсем не 10 тысяч и не 20 и даже не 50 надо выложить перед 1 сентября.
Были комментарии о том, что с введением единой формы будет меньше травли. Я, как исследователь темы травли, конечно, не могу пройти мимо этой темы. Друзья мои, эта связь не была обнаружена. Наличие или отсутствие школьной формы не влияет на то, будет в школе травля или нет. Исследований об этом много. Одно из самых последних лонгитюдных исследований описано тут.
Дети могут быть все как один в школьной форме, и в школе всё равно может процветать травля по другим поводам. Например, это элитная школа, а кто-то «умом не вышел» — нередкая история в элитных английских школах. Или, наоборот, в школе высмеивается желание учиться, присутствует, мягко говоря, криминогенная обстановка, а кто-то вдруг учится и ходит в музыкалку — характерная черта всевозможных школ в условных Нахаловках известного южного города в самом начале 90-х, когда ещё ходили в формах, разве форма тогда спасала от травли? (если что, это реальная история).
А вот, например, в Европейской гимназии, где учился мой сын до прошлого года, нет формы, наоборот, приветствуется максимальный комфорт. Дети учатся разные, для кого-то деньги на обучение в этой школе — это половина семейного бюджета, для кого-то, у кого доход от миллиона в месяц, это незаметные суммы, поэтому дети приезжали кто во что горазд, кто-то на метро, кто-то с водителями, правда, второе если и происходило, то как-то не бросалось в глаза. Но! Сын никогда не знал, кто у кого родители, кто где отдыхал и так далее. Это было просто не принято обсуждать. Совсем. Не знаю, как в других классах, в нашем классе внедрили именно такую культуру. Её несли с собой учителя, которые действительно авторитетны для детей. Таким был сам Иван Боганцев, бывший директором до апреля этого года. Я всё говорю в прошедшем времени, потому что и директор поменялся, и сын больше не там, возможно, что-то сейчас и будет иначе. Помню, как в классе сына завёлся мальчик, которых принято называть мажорами. Он не продержался. Он со своими хвастливыми выходками и как раз тягой кого-нибудь потравить за внешность, за «прикид», за «национальность» явно противоречил общей корпоративной культуре школы, в какой-то момент школа с ним рассталась. Он не вписался. Ну и не могу не вспомнить то, что известно про мою семью многим из вас. Как вы знаете, моё исследование темы травли началось 5 лет назад после того, как 2 года длилась травля сына в рейтинговой московской государственной школе. А потом я рассказывала ещё несколько историй про эту школу вот тут и вот тут. Там, друзья, была и сейчас есть форма )))
Ещё раз, дорогие мои читатели, повторю то, что уже писала тут на канале, то, что говорю на всех тренингах и публичных выступлениях по травле:
Нет причин для травли. Ни одежда, ни вес/размер ребёнка, ни ум ребёнка, ни длина ног, ни наличие очков не могут и не должны быть причинами для травли. Это триггеры. Но не причины. Эти триггеры могут сработать, но могут и должны быть оперативно купированы взрослыми, которые работают в каждой конкретной школе. Есть только одна причина для травли — равнодушные взрослые, которые окружают детей в школе и дома, которые живут с установками "дети сами разберутся", "дети так играют", "это такой возраст", "а кого в школе не травили?" и так далее, взрослые, которые своим поведением моделируют поведение детей, которые каждую минуту школьной жизни обязаны посылать два сигнала "Это можно, это одобряется» или "Это у нас недопустимо и этого не будет" (кстати, не реагировать на травлю, не обучать детей решать конфликты, чтобы конфликты не переросли в травлю — это тоже сигнал, самый печальный сигнал из взрослого мира: "Мне всё равно"). Если в школе есть травля, то дело точно не в школьной форме. Надо изучать, а какие сигналы посылают в школе и дома взрослые, как травля профилактируется, как в этой школе прокачиваются метапредметные навыки детей, которые напрямую влияют на наличие/отсутствие травли (как минимум, критическое мышление, коммуникация и кооперация влияют), наконец, как именно реагирует школа на любой зачаток травли, сколько времени проходит с момента, когда в каком-то классе только зафонило чем-то, имеющим риск перейти в травлю, и решительными мерами школы?
Если в школу, в которой есть культура травли, внедрить форму, травли меньше только от этого не станет. Если у вас есть ваш личный опыт "вот я учился в школе, где была форма, а травли не было", вспомните, наверняка, кроме формы было что-то ещё. Какая-то идеология? Какая-то культура? Какие-то особенные слова говорили взрослые, из-за чего травить было стыдно? И наоборот, если у вас в памяти такое: "Вот когда в стране был окончательный хаос в середине 90-х, все стали резко ходить без формы, вылезли разные экономические слои и все стали друг друга задирать", опять задумайтесь. Из-за пропажи формы стали задирать? Или из-за молчания и отведения глаз взрослых, которым было не до вас в трещящей по швам стране?
Я абсолютно не против формы. Ну то есть я её не люблю, но это тот элемент коллективного договора, на который я готова согласиться при условии, что всё остальное в школе отвечает требованиям современного образования и интересам соблюдения прав человека (как ребёнка, так и учителя). Главное, что я хочу подчеркнуть. Критическое мышление — наше всё, не объединяйте в одном предложении две разные задачи, пожалуйста, между ними нет причинно-следственной связи. Если вы слышите аргументацию, что форму надо ввести для профилактики травли, пожалуйста, помните, это ложная аргументация, она не подтверждается ни исследованиями, ни реальными историями травли из практики. Профилактика травли — это неравнодушный взрослый в школе вне зависимости от формы. А школьная форма решает какие-то другие задачи (формирование чувства сопричастности, помощь семьям в экономии затрат на вероятный без формы парад мод, создание равных условий для всех слоёв, создание ауры серьёзности учебной деятельности и т.д.) Как вам, кстати, идея нововведения с формой?
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.