Найти тему
Хотим дождей

Предпоследняя могила

Вчера выкопал детскую могилу. Зашел к смотрителю. Смотрю: никого нет. Когда я прошел на кухню, сел пить чай, пришел посетитель, высокий мужчина с толстым животом и с коричневой сумкой, перекинутой через плечо. Его интересовало, занимаемся ли мы благоустройством. Я ответил, что сейчас придет смотритель, все вопросы к нему. Предложил ему визитку, которая лежала на подоконнике. Мужчина стал расспрашивать меня про цены. Я сказал, что ничего не знаю. Он стал интересоваться про памятники. Я рассказал, что можно обратиться в ритуальные фирмы, скорее всего, там у них все поставлено на поток. Он достал своими расспросами, поэтому я сказал мужчине:

– Если покойный был крещеным, не стоит ставить памятник. Лучше обойтись крестом.

– Своей жене я точно должен памятник поставить, а как иначе?! – возразил мужчина.

– Я это от священника слышал.

– Надо по своему желанию делать, а не кого-то.

Мы помолчали.

– Оградки тоже нежелательно ставить, – сказал я.

– Про оградки я такого вообще не слышал.

– Я сам лично видел, священник говорил, что мы в жизни друг от друга заборами отгораживаемся и после смерти также поступаем, вместо того чтобы быть вместе, стоять плечом к плечу.

Мужчина от моих слов отмахнулся и криво улыбнулся.

Когда приехал смотритель, оставив их двоих, я пошел к могилке, ожидать похорон.

Через час приехали похороны. Гроб полуторамесячного малыша мы поставили у могилки. Началось время прощания. Я виновато смотрел на землю, старался держаться подальше от матери малыша. Она все-таки посмотрела мне в глаза, от этого стало жутко. Было чувство, будто я в чем-то виноват. Когда я стал закапывать, куски глины падали на гробик. Убитая горем мать закричала:

– Будьте аккуратней! Почему они так громко стучат по гробу?! Он же слышит…

Когда я вернулся домой, то почувствовал, как ноет всё тело, а на следующий день предстояло идти копать предпоследнюю могилу.

С утра пришел Ден, не подвел. Могилу мы выкопали быстро. Я пошел смотреть клубнику, она уже отошла. Поев последние ягоды, я заснул под кустом. Через час вернулся к могиле. Дена я не обнаружил. Лег под березой, земля была сухая и теплая. Я провалялся с полчаса, как пришел Ден. Мы стали говорить, о том, можно ли вылезти из могилы, будучи погребённым заживо.

– Летом никак, человек задохнется от нехватки воздуха. Зимой вариант. Если помнишь, как мы закапываем заранее выкопанные могилы зимой. С ломами приходим мерзлоту ковыряем, потом огромные куски скидываем – через пустоты воздух будет проникать.

– Я не говорю про гроб. Можно выбраться, если человек похоронен с полком. Скорее раньше люди и копали с полком именно по этой причине.

– А вот ты как подгоняешь, - сказал Ден.

Я стал показывать ему лежа, будто я откапываю землю, упавшую сверху и, как червь, проталкиваю ее к ногам и трамбую.

- Надо выкопать могилу и попросить кого-нибудь, чтобы он меня закопал…

– Ты что, действительно хочешь вылезти? – спросил Ден. – Если тебя похоронят, я буду по кладбищу бегать и говорить, что ты на самом деле вылез.

Через некоторое время Ден сказал:

– Хорошо бы закопать могилу.

– Главное гроб опустить, – сказал я и вспомнив вчерашние похороны продолжил, – и чтобы люди не кричали: «Не стучите по гробу глиной!»

Когда мы закапывали, к Дену пристал заказчик.

– Аккуратней закапывай, слышишь: глина по гробу стучит.

Ден стал перепираться с ним, услышав их разговор, я улыбнулся.

Завтра последняя могила. Сегодня, когда мы копали, пришли пятеро женщин к соседней могиле, помянуть усопшего. Они долго стояли и вспоминали покойного. Я подумал, что наверняка он был хорошим человеком. Начинаешь понимать, что это и есть результат его жизни на земле. Стоит задаться вопросом: «А после моей смерти кто придет ко мне на могилу, вспомнит ли кто вообще?» Всё-таки пойду попробую выбраться…