Найти тему

Эксплуатация или польза: что эксперты думают о трудоустройстве бездомных

Почему трудоустройство бездомных людей вызывает дискуссии и есть ли у этой проблемы решение?

Фото: Алексей Букреев / Фотобанк Лори
Фото: Алексей Букреев / Фотобанк Лори

В середине июля Совет по попечительству в соцсфере при Правительстве РФ и Общественная палата РФ (ОП РФ) выпустили рекомендации о помощи бездомным людям (есть в распоряжении редакции). Документ был подготовлен по итогам круглого стола «О профилактике бездомности и региональном опыте помощи бездомным людям и их ресоциализации: системные вопросы и пути их решения».

К рекомендациям прикрепили порядок взаимодействия между властью и негосударственными организациями, который предложили в Московской области. Он включает в себя перечень мер по «жизнеустройству» бездомного человека.

В частности, в этом порядке прописана возможность граждан и организаций звонить по номеру 112, когда они увидели бездомного человека. Помимо того, там предлагается проактивное выявление бездомных людей: им могут заниматься сотрудники полиции, «Социальный патруль» и «Служба социального спасения». Порядок предполагает, что бездомного человека могут направить в Центр социальной адаптации, если он утратил навыки самообслуживания, в Социально-трудовой дом, если человек работоспособный и может себя обслуживать, или в Дом для женщин и детей. За ним остается возможность отказаться от какой-либо помощи.

Предложения о направлении в социально-трудовые дома вызвало опасения среди некоторых профильных НКО. Так, например, в «Ночлежке» отметили, что такие изменения приведут к легализации трудовых домов, в которых человек работает за еду и проживание, то есть попадает в трудовое рабство. Однако рекомендации, рассказывает Елена Тополева, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, не обязывают опираться на порядок Московской области. Порядок представлен для ознакомления и, по ее словам, еще не принят. Так или иначе для организации помощи бездомным людям в регионах нужны федеральные рекомендации, уверена Тополева.

АСИ поговорило с несколькими НКО, работающими в теме бездомности, чтобы понять, возможно ли прийти к консенсусу в вопросе трудоустройства людей, оказавшихся на улице.

Мнение «Ночлежки»

Соцработники Консультационной службы «Ночлежки» помогают в трудоустройстве и профессиональном обучении бездомных людей. С их поддержкой люди, живущие в приютах организации, могут пройти курсы профессиональной переподготовки, которые организуют дружественные «Ночлежке» учебные заведения и ее ресторан «Вход с улицы».

«Вход с улицы» – проект транзитного трудоустройства бездомных людей. В среднем курсы длятся 2-3 месяца. Еще клиенты «Ночлежки» могут посещать собеседования в компаниях, с которыми сотрудничает организация. Подготовиться к ним помогают HR-волонтеры, они дают индивидуальные и групповые консультации. Также «Ночлежка» может предоставить человеку подборку вакансий и место, где он мог бы самостоятельно поискать подходящее место работы.

«По нашим наблюдениям, помощь с поиском работы – один из основных запросов наших клиентов. Многие бездомные люди хотят и могут работать, если им позволяет здоровье и психологическое состояние. Важно лишь поддержать человека и помочь ему найти добросовестного работодателя, предоставить возможность подготовиться к интервью и научиться чему-то новому. Работа и возможность содержать себя – важный шаг на пути с улицы к дому», – рассказывают в «Ночлежке».

При этом в теме трудоустройства всегда будет риск попасть в рабочий дом, считают в «Ночлежке». Вербовщики таких домов приходят в места, где чаще всего бывают бездомные люди, поэтому риск лишиться заработка, здоровья или свободы остается. Чаще всего подобные предложения кажутся человеку единственным шансом быстро получить помощь: крышу над головой и еду.

Обезопаситься от этого можно, если обратиться в проверенные государственные или благотворительные организации, занимающиеся трудоустройством.

«Мы накопили внушительный опыт взаимодействия с бездомными людьми и знаем, что тех, кто категорически не готов работать, очень немного. Чаще всего люди хотят работать, но им нужна сторонняя поддержка – в поиске вакансий, в восстановлении здоровья, в переобучении и так далее», – рассказывают в организации.

Однако если человек не хочет работать, «Ночлежка» не навязывает ему помощь и трудоустройство. Иногда достаточно купить билет в родной город или помочь оспорить незаконную сделку с недвижимостью, чтобы человек вернулся с улицы.

Мнение Дома трудолюбия «Ной»

У Дома трудолюбия «Ной» работает сеть приютов и рабочих домов для бездомных людей. Трудоспособные люди там могут работать: часть их зарплаты передают на помощь постояльцем приютов с инвалидностью, часть они оставляют себе.

Когда человек начинает трудиться и содержать себя, он вспоминает о собственной ответственности, считает Эмиль Сосинский, руководитель Дома трудолюбия «Ной». По его опыту, 90% бездомных людей готовы работать, если за это будут платить зарплаты. Есть и те, кто трудиться не хочет и остается на улицах, – их, по мнению Сосинского, удерживают уличные социальные услуги. По его словам, если бы бездомных людей перестали кормить, одевать и подавать им, все без исключения ушли бы работать в рабочие дома.

«Быть на улице – это осознанный выбор, и чтобы это прекратилось, надо либо прекратить поощрять их оставаться там, либо ввести принудительное изъятие», — говорит Эмиль.

Он утверждает, что большинство бездомных людей имеют алкогольную или наркотическую зависимость, поэтому в выборе работы для них лучше отдавать предпочтение низкоквалифицированному труду. На ней любого человека в случае срыва можно заменить другим работником. По словам Сосинского, вылечиться от зависимости, чтобы потом найти «более интересную» работу, невозможно.

В рабочих домах, где людей насильно удерживают, больше задумываются о прибыли; иногда людям позволяют там употреблять спиртное, чтобы он продолжал работать. В «Ное», рассказывает Сосинский, постояльцев сразу помещают в трезвое окружение и сразу дают работу, чтобы человек начинал жить на самосодержании.

«У нас сейчас 60% нетрудоспособных на иждевении 40% трудоспособных. Если бы трудовые дома забрали бы оставшихся бабушек и дедушек с улицы, бездомности бы не было. Но государство должно захотеть, чтобы они работали по нашей модели. А пока это остается просто бизнесом», — заключает Сосинский.

Фото: Алексей Букреев / Фотобанк Лори
Фото: Алексей Букреев / Фотобанк Лори

Мнение «Теплого приема»

АНО «Теплый прием» — это социально-реабилитационный центр для бездомных людей. В том числе там содействуют устройству на работу. Если в организацию приходит бездомный человек без ограничения здоровья, ему помогают восстановить документы, а потом подготовить резюме и разместить его на порталах для поиска работы, рассказывает Илья Кусков, директор «Теплого приема».

Работа помогает бездомным людям обрести уверенность в завтрашнем дне, а значит, более эффективно решать свои проблемы, считает Кусков. Однако часто происходят ситуации, когда бездомных людей обманывают на работе: не заключают официальный трудовой договор и не выплачивают то, что он заработал.

«Единственной возможностью защититься от этого остается соблюдение Трудового кодекса. Мы должны к этому стремиться», — говорит Илья.

По его словам, на улицах нет людей, которых устраивает бездомная жизнь, никто не считает это привычным и нормальным. В пониженной мотивации к работе нужно внимательно разбираться. На сегодня спрос и предложения в этой теме разнятся: трудовых домов больше, чем потребности в работе, а вот мест, где бездомный человек мог бы поправить свое здоровье, прийти в себя после лечения, бесплатно восстановить документы – недостаточно. Когда таких мест станет одинаково много, считает Кусков, можно будет проанализировать, какие услуги пользуются спросом и нужна ли бездомным людям работа.

Так или иначе, в вопросах трудоустройства нужно разбираться с каждым конкретным человеком, что мешает ему работать и почему у него нет мотивации.

«Человека можно куда-то поместить, арестовать, ограничить его права, но это все равно не изменит его внутреннего отношения к этой жизни. С ним нужно психологически работать, разговаривать, понимать. Только так мы можем вывести этих людей с улицы, вот об этом как раз говорил известный французский доктор Ксавье Эммануэлли: только разговором мы можем побудить их к изменению жизни. Другие методы действовать не будут», — уверен директор «Теплого приема».

Если в помощи бездомным людям вместо репрессий будут человеческое отношение, развитие внутренней мотивации и понимание конкретных проблем, это может сработать.

Мнение центра «Милосердие»

Тюменский центр «Милосердие» тоже занимается трудовой и социальной реабилитацией бездомных людей. Там развивают идею об устройстве бездомных людей на заброшенных сельских территориях – в отрыве от городской привычной среды они могли бы пройти реабилитацию и начать работать.

Андрей Якунин, директор центра помощи «Милосердие», замечает, что в публичном пространстве мнения о проблемах бездомных людей довольно сильно искажаются. Например, он не согласен с мнением, что большинство людей попали на улицу не из-за зависимостей. По его словам, больший процент бездомных людей зависимы, чуть меньший имеют психические расстройства, а остальным просто нужна небольшая поддержка. Последнюю категорию можно поддержать крышей над головой и едой: они смогут «отдышаться», устроиться на работу и вернуться к обычной жизни.

Тема с трудоустройством остается очень сложной. У человека, который живет дома, есть социальные обязательства: пойти на работу, купить семье еды. У бездомного человека эти обязательства теряются, и он резонно может спросить: «А зачем мне работать, если меня кормят?».

Якунин отмечает, что единого мнения насчет того, как помогать бездомным, нет. Оно может зависеть от опыта работы с бездомными, от знакомства с людьми, которым удалось уйти с улицы. Кто-то считает, что бездомный – это жертва обстоятельств, кто-то – что человек сам во всем виноват.

Фото: Sergei Gorin / Фотобанк Лори
Фото: Sergei Gorin / Фотобанк Лори

Совсем недавно, рассказывает Андрей, к ним пришел бывший подопечный: после десяти лет на улице и двух с половиной лет реабилитации в центре он работает и живет дома. Но чтобы такое происходило, нужно создавать правильные обстоятельства.

«И первый шаг – это не трудоустройство, а реабилитация с точки зрения наркологии и психиатрии. У нас этих понятий почти нет, а это основа для того, чтобы вывести человека из проблем. Но большинство бездомных не считают, что они находятся в проблемной ситуации. Поэтому они пойдут не в реабилитационный центр, а в рабочий дом, где можно заработать на алкоголь», — отмечает Якунин.

Он тоже считает, что пока государство не взялось за эту тему, в рабочих домах будут продолжать нарушать права и эксплуатировать людей. Власти нужно выработать методику для таких мест, где бездомных людей будут готовить к труду посредством реабилитации. По его словам, человека можно вывести из зависимости, но это очень трудоемкий процесс, который требует постоянно держать руку на пульсе, разговаривать с человеком, мотивировать его. В приютах с большим количеством людей проводить такую реабилитацию невозможно.

Проблема бездомности раскрыта узко, и у людей, от которых зависят решения, нет понимания, как ее решать, заключает Якунин.

Автор материала: Евгения Федорова·АСИ

Больше новостей и статей – на сайте АСИ. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Если вам понравились наши материалы – ставьте лайк. Это очень важно для нас.