Найти тему

Бюджетирование на производственном предприятии: с чего начать, чтобы получить все плюшки управления по бюджетам

Оглавление

Часто мы не можем приступить к реализации планов, просто потому что не знаем, с чего начать, какой первый шаг сделать, и вообще с какой стороны подступиться. Сегодня я закрою этот пробел для желающих внедрить бюджетирование на предприятии.

часто картина совершенно ясна, но аспекты психологии мешает приступить к намеченным планам: что-то отвлекает и теряется фокус. Появляется страх и неверие, запускается самосаботаж. Мы начинаем откладывать, сомневаться ... В общем, делать что угодно, лишь бы ничего не менять. © Инвестиционный комитет 2023
часто картина совершенно ясна, но аспекты психологии мешает приступить к намеченным планам: что-то отвлекает и теряется фокус. Появляется страх и неверие, запускается самосаботаж. Мы начинаем откладывать, сомневаться ... В общем, делать что угодно, лишь бы ничего не менять. © Инвестиционный комитет 2023

Сразу и простыми словами разберу, что такое бюджетирование на производственном предприятии, с чего начать подготовку к внедрению и ведение бюджета компании.

Бюджетирование на предприятии: с чего начать. © Инвестиционный комитет 2023
Бюджетирование на предприятии: с чего начать. © Инвестиционный комитет 2023

Итак, вкратце: бюджет — это план доходов и расходов вашего предприятия,

а бюджетирование — это составление такого плана. Главная цель — чтобы доходы были выше расходов. «Побочный эффект» — имея бюджет, вы научитесь эффективно использовать ресурсы предприятия, то есть так, чтобы фактические расходы не превышали запланированные. Всё, переходим к практике.

©️ Инвестиционный комитет. Экспресс-знакомство автора канала «Инвестиционный комитет» с новыми читателями и подписчиками.
©️ Инвестиционный комитет. Экспресс-знакомство автора канала «Инвестиционный комитет» с новыми читателями и подписчиками.

Прежде всего рекомендую сформировать видение всей картины процесса, и оценить его масштаб.

Как выглядит весь процесс бюджетирования на производственном предприятии в целом: 12 шагов + одно базовое условие

  • Базовое условие: убедитесь, что на вашем предприятии уже налажен учёт. Данные в учётной системе актуальны и надежны. Без этого рабочего бюджета вам не видать.
  • выберите свой подход к бюджетированию - традиционный, или один из четырёх альтернативных.
  • выберите способ бюджетирования - «снизу вверх» или «сверху вниз»
  • наделите все подразделения одной из 4-х ролей ЦФО (центров финансовой ответственности): центр затрат, выручки, прибыли или инвестиций.
  • определите главный бюджетный фактор (самый дефицитный ресурс, который сильнее всего влияет на выполнение плана)
  • спрогнозируйте уровень деятельности по нему на год с разбивкой по месяцам
  • на основе этого составьте производственный план по фабрикам, цехам и участкам
  • запланируйте расходы по всем подразделениям исходя из планов продаж и производства, а также из данных по прошлым периодам
  • сведите все функциональные бюджеты в один мастер-бюджет
  • составьте бюджет (план) движения денежных средств (приходы и расходы) и бюджет доходов и расходов предприятия
  • издайте приказ и «Положение о введении бюджетирования на предприятии», в котором будет описана вся процедура
  • контролируйте затраты подразделений, чтобы они оставались в лимитах бюджета
  • проводите бюджетный контроль, или план-факт анализ. Фиксируйте что не получилось, почему. Думайте, как можно не допустить этого в следующем бюджетном периоде.

Понимание общей картины нужно, чтобы видеть цепочку действий, и не начать внедрять управление по бюджетам с чего-то, перед чем должно быть сделано ещё пунктов 5 разных подготовительных мероприятий.

Когда сформировалось общее понимание картины, можно составить план-график внедрения. В этой статье я делать этого не буду, ограничусь самыми первыми шагами, которые позволят «подойти к снаряду» с правильной стороны.

4 самых первых шага, которые помогут правильно начать внедрять бюджетирование на производственном предприятии

1. Обеспечьте учёт на предприятии

Тут всё просто: нет учета — нет никакой базы для бюджетирования. Про это уже было выше.

2. Определите ваш главный бюджетный фактор

С него и начинается бюджетирование на предприятии. Как это сделать? Главный бюджетный фактор - это тот ключевой ресурс, от которого главным образом и зависит выполнение плана.

Надо понять, что сильнее всего влияет на ваши планы — объём спроса или пропускная способность производственных мощностей? Если трудности со сбытом, а загрузка мощностей с среднем менее 70%, то надо начать планы с прогноза объемов продаж. Если наоборот, мощности загружены на 100%, и нет возможности удовлетворить все заявки в полном объеме - начните планировать с объёма производства.

3. Назначьте центры финансовой ответственности

Всего бывает 4 типа таких центров: выручки, прибыли, затрат и инвестиций. Возьмите актуальную оргструктуру своего предприятия, и определите, какие подразделения какую из этих ролей выполняют. Непосредственно само производство — это всегда центр затрат: оно требует оплаты аренды, ресурсов (свет, тепло ...), сырья, труда рабочих.

Да, в результате оно выдает продукцию, за счет продажи которой формируются выручка и прибыль, но за это уже отвечают другие ваши подразделения — сбыт и коммерция.

И иногда производство может быть центром инвестиций, если вы планируете инвестировать именно в производство.

4. Распишите план-график для проекта внедрения бюджетирования

Создайте и утвердите план-график: кто, что и когда должен сделать, чтобы быть готовым к внедрению бюджетирования у вас на предприятии уже со следующего месяца.

Вот и всё — теперь вы знаете, с чего начать бюджетирование на предприятии.

Я показал, как выглядит весь процесс в целом, и отдельно прописал 4 первых шага, которые стоит сделать в первую очередь.

Желаю успехов в реализации!

@investcommittee

Помните, что каждая организация уникальна, и ваш путь к внедрению бюджетирования может иметь свои особенности.

ℹ️ Для тех, кому важно пройти через этот процесс от начала до конца без фатальных ошибок, и в полной мере воспользоваться всеми его преимуществами, будет интересно узнать о моей индивидуальной программе сопровождения процесса внедрения бюджетирования ⤵️