Сейчас почти не существует профессий, где бы человек работал сам по себе: без коллег и руководителя. Приходя в новое место молодые специалисты полны энергии и стремятся произвести хорошее впечатление, ведь на них устремлено много внимания и за результатами первых месяцев следят куда усерднее, чем будут это делать в будущем. Уже по прошествию времени можно будет расслабиться, выдохнуть и стараться не так сильно. Некоторые умудряются так сильно расслабиться, что не замечать это просто нельзя. Так что же делать, если на работе вы видите коллег, которые явно не спешат выполнять свои обязанности.
Шаг 1: Анализ.
В начале нужно понять: кто вы такой, кто коллега, чьей эффективностью вы недовольны и как ведут себя остальные. Сделать это нужно чтобы понять: норма ли его поведение или же, наоборот. В некоторых профессиях допускается стиль работы “наплывом”, когда постоянно что-то делать невозможно: официанты без заказов, консультанты без клиентов и так далее. Однако, в таких случаях это больше говорит о менеджменте, чем о реальных коллегах.
На работе всегда должно быть чем заняться и дело не в объемах работ, а в системе. Клиентов нет - протри столы или пообщайся с боссом, товара нет - изучай ассортимент или потренируйся продавать. При этом это не значит, что нужно тереть один и тот же стол пока за ним не материализуется клиент. Подписывайся и не пропусти пост для менеджеров “Чем занять своего сотрудника”.
О себе.
Второй важный пункт, понять: а обладаю ли я достаточной экспертностью, чтобы уличать другого в тунеядстве? И здесь есть 3 критерия:
- Личный опыт - если вы в профессии достаточно давно, или находитесь на руководящей должности, значит у вас есть понимание “правильного” процесса, исходя из которого, можно делать экспертное заключение.
- Реакция окружения - если своего опыта у вас недостаточно, то самое время оценить реакцию окружения. Иногда клиентам нравится, когда продавец расслаблен и не спешит, в то время как другие воспримут это как лень. Иногда менеджеру проектов нужно не участвовать, чтобы проект развивался самостоятельно и это не будет неучастием. Если все процессы работают как надо: значит это допустимое поведение. Но может быть они все тут такие? Собрание коллег, которым приятнее общаться друг с другом, а не работать.
- Влияние на вас - если один из сотрудников отдыхает, означает ли это что другой должен работать за двоих? Объем работ один на всех и должен быть выполнен: такое происходит у тренеров, у массажистов, официантов. Ненормированность нагрузки означает что лень или отсутствие коллеги влияет на вашу нагрузку. При этом вы не зарабатываете больше, а иногда и вовсе теряете в деньгах, ведь от нагрузки падает качество.
Типология
Исходя из анализа мы можем понять что есть несколько типов лентяев-коллег:
- Лентяй-профессионал: он знает когда надо работать, а когда можно не напрягаться
- Лентяй-приспособленец: он и рад бы поработать активно, но и людей нет и не напрягает никто, зачем стараться
- Лентяй-мебель: он здесь есть и готов поработать если ну ОООООЧЕНЬ надо, но ему пока это не надо, а вам и не важно
- Лентяй-пень: он делает свои небольшие объемы, всех это устраивает, а ему работать не очень то и хочется. Тут и его не уволят и он не уйдет потому что работает на одном месте по 30 лет.
- Лентяй-паразит: пока не работает один - работает другой
А что делать с каждым из этих типов и как поступать с начальником-лентяем читай в следующих постах. Подпишись, чтобы не пропустить!
Читайте хорошие книги!
А еще больше о менеджменте и взаимодействии в бизнесе вы можете узнать в моих книгах:
https://www.litres.ru/ivan-tverdohleb/iskusstvo-motivacii-drugih/