Найти тему
Ритм Евразии

Угроза вторичных санкций для Армении и других стран ЕАЭС нарастает

С 1 августа в России вырастет утилизационный сбор на автомобили. Коэффициент индексации будет зависеть от вида машины и объема двигателя и составит от 1,7 до 3,7 литра. Ставка сбора увеличится как для новых, так и подержанных автомобилей, импортируемых юридическими лицами. Правительство сделало исключение только для физических лиц, которые ввозят для личного пользования машины с объемом двигателя до 3 литров – утилизационный сбор для них не изменится и составит 3,4 тыс. рублей за новые машины до трех лет и 5,2 тыс. рублей за машины старше трех лет.

Согласно разъяснениям Министерства промышленности и торговли России, новая ставка коснется физических лиц, ввозящих импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующих перепродать его на территории России в течение одного года с даты ввоза. Сборы вырастут и для тех граждан, которые ввозят в Россию более одного автомобиля за год. Эксперты считают, что новая мера больнее всего ударит по параллельному импорту, возникшему после введения санкций США и ЕС по отношению к России.

В беседе с корреспондентом РУСАРМИНФО главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков подчеркнул, что повышение утилизационного сбора ударит по всему импорту. Он отметил, что в последнее время выросла роль поставок автомобилей в Россию именно из Армении – у россиян появилась возможность покупать машины не по «драконовским ценам». Это касается ввоза как новых, так и подержанных автомобилей.

М. Кадаков указал, что рынок (в том числе и армянские поставщики) уже отреагировал на объявленное повышение ставки утилизационного сбора. Речь идет о временном снижении продаж. Пока мало кто готов платить чрезмерно высокий утилизационный сбор за автомобили с большим объемом двигателя плюс 20% налога на добавленную стоимость. По прогнозам эксперта, импорт, скорее всего, постепенно восстановится, но вряд ли достигнет прежних объемов.

А ведь всего за один год Армения резко нарастила объемы поставок автомобилей на российский рынок. По информации Financial Times, в январе 2023 года экспорт легковых автомобилей в Россию составил 180 млн долл. против 800 тыс. долл. годом ранее. При этом из США в январе 2022 г. Армения импортировала автомобилей на 2,8 млн долл., год спустя – уже на 29,5 млн, а в апреле – на 34 млн. В марте 2022 г. США запретили поставлять в Россию «роскошные автомобили». ЕС сначала запретил экспорт машин дороже 50 тысяч евро, а в июне 2023 г. – новых и подержанных машин с объёмом двигателя больше 1,9 л.

Многие зарубежные автопроизводители избавились от своих российских активов и закрыли салоны, однако у россиян есть ещё один способ купить западный автомобиль – и в этом помогает Армения. По словам посредников и покупателей – собеседников издания, автомобили в основном прибывают из США через черноморский порт Поти в Грузии. После этого многие из них отправляют в Армению для таможенного оформления, поскольку страна вместе с Россией находится в одной таможенно-экономической зоне. В Армении «ключевой хаб» – город Гюмри, откуда машины затем снова через ту же Грузию отправляют в Россию.

Один из собеседников издания сказал, что «схема США – Грузия – Армения – Грузия – Россия» не единственная, «их много». Большинство подержанных автомобилей недорого приобретается на аукционах в США, после чего их ремонтируют в Грузии или Армении. Это позволяет продать машину дороже в России и избежать возможных проблем с местными таможенниками из-за европейских санкций.

Российских покупателей подержанных автомобилей можно легко найти также на авторынках на окраине Еревана. Рынок в Эребуни существует много лет, но, по словам одного из работников, сейчас сюда приезжает гораздо больше россиян. По словам одного из них, этот бизнес был популярен в 1990-е годы, когда официальный авторынок ещё не сформировался, а теперь ситуация возвращается.

Публичная реакция официальных лиц Армении на вышеупомянутую публикацию в Financial Times была достаточно оперативной. Уже в день её появления министр иностранных дел Арарат Мирзоян, отвечая на соответствующий вопрос, заверил на совместной пресс-конференции с австрийским коллегой Александром Шалленбергом в Вене, «что Армения не собирается создавать условия для обхода санкций. Мы очень тесно и прозрачно сотрудничаем не только с соответствующими структурами ЕС, но также с США и другими заинтересованными сторонами». Кабинет министров гарантирует решимость не потакать обходу ограничительных мер.

Через день после выхода статьи, 20 июля глава Комитета государственных доходов (КГД) Армении Рустам Бадасян заявил журналистам, что руководство Армении находится на связи с коллегами из ЕС и США, работая открыто и прозрачно по вопросу санкций: «Кстати, данное СМИ (Financial Times) также обратилось и к нам, мы им ответили, однако наш ответ не включён в публикацию». По его словам, армянская сторона сообщила, что большой поток автомобилей из Армении в РФ был зарегистрирован и в 2019 году, что никак нельзя связать с антироссийскими санкциями. Не все автомобили подпадают под санкции, добавил глава КГД.

Более чем очевидно, что США, ЕС и другие западные международные институты и отдельные страны, обложившие Россию и Беларусь санкциями, беспокоит сама возможность т. н. параллельного импорта для Москвы и Минска. Естественно, что под их «микроскопом» оказались, прежде всего, страны Евразийского экономического союза, через который идёт некоторая часть параллельного импорта. Под особым вниманием – малые страны, такие как Армения и Киргизия. Под немалым прессингом находится и Грузия, которая также оказалась в числе бенефициаров этой жёсткой санкционной линии коллективного Запада и его союзников. Естественно, что Еревану приходится «отбиваться» и чуть ли не ежедневно доказывать, что санкции, введенные против России, он не нарушает.

Тем не менее угроза вторичных санкций для Армении существует. Тем более что в западных странах есть круги, которые постоянно поднимают вопрос вторичных санкций для таких стран, как Армения. Правительство Никола Пашиняна старается не допустить этого и внимательно следит за тем, чтобы страна не стала транзитной для подсанкционных товаров. Сделать это очень непросто, т. к. списки этих товаров весьма объёмные и ситуация все время меняется. Возможны также непреднамеренные ошибки таможенной службы и самих компаний.

В своем последнем по времени интервью агентству France Presse Пашинян сказал, что «Армения является членом ЕАЭС, Россия является нашим основным торговым партнером, и, естественно, с первых дней мы понимали, что санкции, применяемые западными странами против РФ, вызовут определённые проблемы». По его словам, в Ереване также понимали, что у Москвы будут определенные ожидания от армянских коллег в том, чтобы помочь им в этой сложной экономической ситуации. В Армении осознавали, что Запад также будет ожидать от Еревана поддержки в плане соблюдения санкционного режима: «В разговоре с нашими российскими партнёрами мы сказали следующее: мы понимаем ваши ожидания и готовы оправдать их, но до тех пор, пока не возникнет опасность попадания Армении под санкции, потому что если такое огромное государство, как Россия, может позволить себе попасть под санкции, то Армения, особенно в такой военно-политической обстановке, такой роскоши себе позволить не может. То же самое мы сказали Западу».

Насколько успешной является деятельность властей Армении, можно судить по итогам последнего саммита G7 в Хиросиме, в дни которого «флагманы» западного мира, каждый по отдельности объявляли о новых антироссийских санкциях. Так, администрация Байдена добавила в черный список 71 компанию: 69 из них российские, одна киргизская и одна армянская – Medisar, LLC. «Медисар» специализируется на поставках химического сырья и реактивов, является официальным представителем в Армении иностранных производителей лабораторного оборудования: Kinematika AG (Швейцария), ATAGO (Япония), Hanna instruments (Германия), Citizen (США) и других. Киргизская компания – Tro.Ya, LLC, поставляющая электронное оборудование для промышленной автоматизации, навигационное оборудование, компоненты для телекоммуникации.

Таким образом, хотя единичные случаи нарушения запретов возможны, в целом у официального Еревана всё же нет намерения подпадать под вторичные санкции, но при этом очевидно, что страна не откажется от своего права поставлять через свою территорию не подпадающие под санкции товары в Россию. Такие товары, ранее следовавшие с Запада в Россию через Беларусь, страны Балтии, Финляндию и пр., сейчас идут через Турцию, Армению и Грузию. Автомобили с большим объемом двигателя – только малая часть из всего параллельного импорта, проходящего сегодня через Армению.

Примечательно, что на международном автомобильном пропускном пункте (МАПП) «Верхний Ларс» удалось достичь рекордных результатов по пропуску автомобилей и грузовиков: в июне были пропущены 31622 грузовика. Темп сохраняется и в июле. «Это больше тысячи грузовиков в день, притом что в сезон от 3 до 3,5 тысячи легковых машин проходит в этом же месте и до 15 тысяч физических лиц. Там нагрузка запредельная. Это огромная заслуга всех ведомств и наших партнёров», – подчеркнул глава Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов во время встречи с главой правительства 19 июля.

Михаил Мишустин, в свою очередь, назвал такое взаимодействие здоровой кооперацией, поблагодарив сотрудников Минтранса, ФТС и других ведомств за увеличение пропускной способности МАПП «Верхний Ларс». По словам Мишустина, такова была просьба его армянского коллеги: «Мы в Сочи (7 июня этого года) дали ему соответствующие обещания, которые были неукоснительно выполнены». Надо полагать, стабильное функционирование и модернизация транзитных магистралей будет способствовать дальнейшему развитию армяно-российских экономических связей, и этому не сможет помешать вмешательство «бдительных» США и ЕС.

Оригинал статьи размещен здесь