Новый коллектив на учебе или работе – всегда стресс. Однако я всегда рассматривала это как возможность проявить себя так, как хотелось бы, выстроить такие отношения с людьми, какие бы хотелось. По сути новый коллектив – начало новой жизни.
Конечно, гораздо проще освоиться, если сам коллектив только что сформировался, и все люди видят друг друга впервые. Но что если вы попали в уже сформировавшийся коллектив? Тут уже могут возникнуть трудности, причем весьма серьезные. Предлагаю несколько советов психологов и несколько рекомендаций от себя, как прижиться в новом коллективе.
Три уровня адаптации
- Острая адаптация длится 1-2 месяца. В этот период мы сравниваем текущую ситуацию с предыдущей и с нашими ожиданиями. Часто это время сопровождается тревогой, нервозностью, переживаниями и опасениями того, что делаешь что-то не так, что все тебя обсуждают и т.д. Постепенно эти чувства отступает, всё становится более или менее понятным, начинают формироваться дружеские отношения. Уже понятно, кто вам рад, а кто не очень.
- Погружение в реальность начинается на втором месяце и длится до полугода. Здесь уже начинаешь расслабляться. Программа-минимум выполнена: мы осмотрелись, более или менее разобрались и притерлись. Однако острые кризисные моменты еще могут возникать. Тогда начинает накапливаться раздражение и злость, появляется разочарование и обида.
- Закрепление, как правило, начинается со второго полугодия. Здесь начинается фаза стабильного существования, обретение своей ниши и роли в коллективе.
Как вести себя в новом коллективе
Старайтесь держать нейтралитет, по крайней мере, первое время. Присматривайтесь, наблюдайте, изучайте. Не следует с первых дней навязывать свое мнение и особенно нарушать личные границы коллег. С позиции наблюдателя можно понять, кто есть, кто и какие конфликты существуют внутри. Будьте готовы, что вас могут начать втягивать в различные интриги. Соблюдайте нейтралитет!
В общем, наблюдаем и не делаем резких движений. И постарайтесь запомнить всех, как можно скорее.
Не меняйте устоявшиеся правила. Что называется, не лезьте в монастырь со своим уставом. Забудьте фразу: «А у нас было вот так…». Даже если вам кажется, что ваши предложения более рациональные и дельные, не стоит предлагать и пытаться внедрить с порога. Подождите хотя бы пару месяцев. Не выпячивайте сразу все свои таланты, даже если видите, что вы опытнее и умнее некоторых коллег.
Не будьте чрезмерно доброжелательны и учтивы, не пытайтесь подружиться со всеми. В попытке понравиться всем приходится подстраиваться под окружение, поступать вопреки своим принципам и желанием. Но долго изображать другого человека не получится. Да и понравится всем невозможно, рано или поздно все равно появятся недоброжелатели.
Лучше с самого начала быть самими собой и вести себя естественно, но приветливо, вежливо и сдержанно.
Если вы все-таки хотите понравится окружающим, вы можете стать для них хорошим слушателем или собеседником, но при этом не идти на постоянные уступки.
Будьте честны
Если вы совершили ошибку, лучше сразу признаться в ней, раскаяться и все исправить. Не стоит ждать, что оплошность не заметят или сваливать всю вину на других.
Также не стоит брать вину других на себя (если честно, я так иногда делала, причем по собственной инициативе – что называется, синдром героя). Вы просто оказываете медвежью услугу, и вам потом сядут на шею.
Если вы заметили ошибку другого, не спешите трубить об этом на всех перекрестках и не бегите к начальнику. Скажите об этом напрямую коллеге, который ошибся.
Что еще может помочь
- Если некоторые люди в коллективе делают вид, что вас не замечают, спокойно переждите. Рано или поздно к вам привыкнут, перестанут воспринимать настороженно и будут общаться нормально.
- Не бойтесь спрашивать и переспрашивать обо всем, где возникает хоть малейшие сомнения. Лучше разобраться, как правильно, чем сделать наугад. А чтобы не возникло недопонимания, старайтесь доносить свои мысли тщательно и спокойно.
- Не спешите шутить. Сначала нужно понять, к какому типу юмора привыкли в данном коллективе. Когда и какие шутки будут уместны.
- Не берите без спроса чужие вещи, в том числе канцелярию (ручку, блокнот, степлер и т.д.). Лучше всего иметь свой минимальный набор.
- Поддерживайте беседу с коллегами о фильмах, музыке, планах на выходные и т.д. Не расспрашивайте их про личную жизнь и сами тоже особо не распространяйтесь. Хотя какие-то не сильно шокирующие факты из своей биографии вполне можно рассказать, когда это будет уместно.
- Подружитесь с неформальным лидером. С позиции наблюдателя вы сможете увидеть этого человека. Опять же здесь не нужно сильно льстить, подмазываться и постоянно потакать! Будьте собой, просто проявите дружелюбие. Заручившись поддержкой неформального лидера, жить станет проще.
В итоге нужно найти золотую середину. Если вы хотите и можете помочь коллегам, можно это сделать. Но не берите на себя лишние обязанности в попытках угодить, иначе вам просто сядут на шею. А потом, когда вы откажитесь от очередной просьбы, на вас обидятся или разозлятся. Поэтому изначально выстраивайте личные границы. Как это сделать, читайте в статье ниже.
При этом важно быть доброжелательным и вежливым. Соблюдайте элементарные правила этикета (здоровайтесь, прощайтесь и т.д.). Если в коллективе намечается какое-то мероприятие, спросите, как вы можете в нем поучаствовать. Если вас неправильно поняли или вы хотите отстоять свое предложение/точку зрения, делайте это спокойно и уверенно, не переходите на крик, оскорбления и не истерите.
Желаю всем дружелюбного коллектива и адекватных коллег!
Друзья, всегда рада лайкам и новым подписчикам! А если вам понравилась статья, вы всегда можете поддержать канал https://yoomoney.ru/to/4100116723526835
Спасибо!