Будущий адмирал появился на свет 13 февраля 1745 года в семье небогатых дворян из Ярославской губернии - Феодора Игнатьевича и Параскевы Никитичны Ушаковых.
Его ранние годы прошли под влиянием родного дяди - преподобного Феодора Санаксарского – прославленного игумена, некогда сменившего щеголеватую форму разудалого офицера на темное одеяние черноризца.
16-ти лет от роду юный Феодор держал экзамены в Морской кадетский корпус, который окончил спустя 5 лет в числе лучших выпускников. Первые годы его службы прошли на Балтийском море, а затем его перевели в Азовскую флотилию.
Первый свой орден молодой офицер получил за мудрую организацию действий в борьбе с холерной эпидемией в Херсоне, разразившейся в 1743 году. С тех пор слава о его деловитости и необыкновенной предприимчивости в самых наисложнейших жизненных обстоятельствах быстро распространилась и достигла слуха знатнейших особ Империи.
11 августа 1787 года турки объявили войну России.
Османский флот был в ту пору велик и могущественен. Его фрегаты превосходили по численности российские суда, а турецкие моряки были опытны и хорошо вооружены. И неизвестно, чем бы закончилась противостояние между двумя флотилиями, если бы не послал Господь в помощь православным матросам такого рассудительного и благословенного командующего, как Феодор Феодорович Ушаков. Был ли еще когда-нибудь в Отечестве нашем явлен столь великий и всепобеждающий воин, как этот богоизбранный служитель Божий?
В первой же морской баталии, в которой всего 2 линейных русских корабля противостояли 17 кораблям османов, умелыми действиями команды вспомогательных фрегатов нашим морякам удалось обратить «непобедимый» Османский флот в бегство!
Вскоре после этого Феодор Феодорович был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Григорий Потемкин-Таврический восторженно сообщал в ту пору о нем государыне: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».
Через полгода после начала войны Русская эскадра вновь разбила ВДВОЕ ПРЕВОСХОДИВШИЙ ЕЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ, несколько оправившийся после первого поражения, Османский флот, пополненный свежими силами новых матросов. Потемкин о том свидетельствовал с превеликим воодушевлением: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».
Еще через некоторое время, благодаря таланту мужественного флотоводца, русские корабли наголову разбили турецкие суда возле неприступного до той поры турецкого города Гаджибея, на месте которого вот уже более двухсот лет расположилась знаменитая черноморская жемчужина – славный город Одесса.
После той значительной победы Феодор Ушаков издал следующее предписание:
«Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую посвятить завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную нам победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля “Рождество Христово” из 51 пушки».
После окончания войны с османами, завершившейся чередой блистательных побед Российской эскадры, подвижник наладил в Севастополе ремонт поврежденных судов и финансировал перестройку церкви святителя Николая – покровителя моряков. Государыня Екатерина Алексеевна пожаловала ему в ту пору драгоценный крест-складень с мощами угодников Божиих и возвела командующего в адмиральский чин.
Уже позднее, в правление Павла I, совершена была еще одна знаменитая кампания - Средиземноморская, целью которой было не допустить расширения владений постреволюционной Франции в акватории Средиземного моря.
В те дни подвижник снова проявил необычайную мудрость.
Подойдя к острову Корфу, он обратился к живущим там православным грекам с воззванием помочь единоверным с ними русским воинам свергнуть оккупировавших остров вероотступников-французов. Результатом данного обращения стала повсеместная вооруженная помощь жителей острова.
О той победе хроника свидетельствовала: «Ушаков, торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».
В 1804 году адмирал подвел итог своего служения Российскому Отечеству. Он составил о том следующее послание:
«Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота Российского под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости Божией НИ ОДНО СУДНО ИЗ ОНОГО НЕ ПОТЕРЯНО И ПЛЕННЫМИ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ НАШИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ НЕПРИЯТЕЛЮ НЕ ДОСТАЛСЯ».
Оставив службу, некоторое время Феодор Феодорович жил в Петербурге, а в 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарской обители.
Тогдашний настоятель монастыря Нафанаил оставил о прославленном праведнике такое личное воспоминание: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келии по целой седмице, и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
О последних днях его жизни современники свидетельствовали, что провел он их «крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви, 1817 года октября 2-го дня. Погребен сей праведник по его желанию в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника сия обители иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНОГРАФИИ СВЯТОГО ФЕОДОРА УШАКОВА И О ТОМ, С КАКИМИ ПРОСЬБАМИ ОБРАЩАЮТСЯ К НЕМУ В НАШИ ДНИ БОГОМОЛЬЦЫ
Праведного Феодора Ушакова изображают обычно в адмиральском мундире, при кортике или шпаге. В руках его либо труба подзорная, либо хартия с изречением «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера и любовь к Отечеству восторжествуют!»
Часто его изображают на фоне моря и кораблей, иногда даже можно встретить композиции, запечатлевшие сцену сдачи в плен адмиралу и его матросам османов.
Нередки и житийные образы праведника, а также его совместные образы с дядей - преподобным Феодором Санаксарским, заложившим в племяннике незыблемые постулаты Святоотеческой Веры, или же со святыми тезоименитыми ему воинами - святыми Феодором Стратилатом и Феодором Тироном.
Иной раз в композиции может присутствовать образ Спасителя, благословляющего Своего служителя.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ЭТОМУ СВЯТОМУ
К святому адмиралу, конечно же, в первую очередь, обращаются за покровительством моряки и люди, чьи профессии связаны с морем. Однако его предстательства просят также военные иных родов Вооруженных Сил.
Подвижника молят о защите в случаях разного рода притеснений и обид, и в случаях угрозы.
К нему обращаются в периоды эпидемий, помня о том, как скоро удалось адмиралу справиться с холерным поветрием, разбушевавшемся в Херсоне.
О НЕПОБЕДИМОЙ ЛИЧНОСТИ СВЯТОГО АДМИРАЛА
С точки зрения людей верующих, какими бы не обладал изрядными человеческими достоинствами и познаниями святой адмирал Феодор Ушаков, все же, сохранить без потерь при превосходящей силе противника русских моряков и боевые корабли, а тем более атаковать подготовленную и хорошо вооруженную Турецкую эскадру морскими судами малой численности, он самостоятельно, сам по себе, конечно же, не мог. Сделать это можно было только лишь при содействии Всемогущей Помощи Божией и благодаря молитвам за племянника великого праведника Феодора Санаксарского, возложившего на себя строжайшие обеты во славу Создателя и просящего Его о даровании победы Русскому Флоту.
Именно дядя дал совет еще совсем молодому морскому офицеру Феодору Ушакову никогда не называть боевые корабли никакими иными именами, кроме как в честь Двунадесятых Праздников или же в честь святых угодников Божиих, и именно преподобный игумен Феодор Санаксарский открыл ему известное до той поры лишь монахам сокровенное правило о трех защитных псалмах Давидовых, читать которые следует всякому человеку во время угрожающей его жизни опасности: Наставления святых старцев о том, как спасти свою жизнь в смутные времена | Незримая помощь | Дзен (dzen.ru)