О Петре Алексеевиче у нас в основном принято вспоминать в контексте того, как он поднимал Россию на дыбы и положительных моментах этого вставания в неудобную позицию. Но все дело в том, что круша все старое и устраивая свое новое, царь порой совершенно хладнокровно сносил не только то, что не годилось или устарело, но и то, что было полезным, нужным и важным. Но царю не нравилось.
Так, 1 марта 1719 года Петр I поставил крест на поморском кораблестроении, отправив в Архангельск грозное послание:
«Господин Вице-Губернатор.
Били челом Соловецкого монастыря крестьяне Сумляне и других мест Степан Круглой со товарищи, что по присланному де из Архангелогородской губернии указу на соймах, на лодьях и на карбасах им и никаким промышленникам на море ходить не велено, а велено де строить эверсы. И понеже такие суда эверсы велено делать для ходу только по рекам, а не по морю, то по получении сего объявите указ всем поморским жителям дабы они впредь для морского ходу делали галиоты, гукоры, краеры, а эверсы делали только для ходу малым морем от Соловков до города Архангельского и по реке Двине. И для того старые их суда лодьи, карбасы, соймы, кочи и протчие велите переорлить и дайте им на тех заорленых доходить, а вновь отнюдь не делали бы. А буде кто станет делать после сего указу новые, тех с наказаньем ссылать на каторгу а суда их изрубить, а буде вашим неусмотрением сие будет, то вы такому же наказанию будете подлежать…»
Все. Финиш. Особенно, если вспомнить, что в это время царь делал все возможное и невозможное, чтобы задушить торговый поток через Архангельск и перенаправить его в Петербург.
Вот так, легким росчерком пера Петра Алексеевич отказался от накопленного поморами опыта строительства кораблей для плавания по холодным водам Белого, Баренцева и Карского морей. Поморские кочи отлично справлялись с задачей плавания по северным морям и строить вместо них галиоты было все-таки не самой лучшей идеей. Но в Голландии и Англии кочи не строили. Там в них надобности не было. Вот и Петр их строить тоже не хотел.
Этот указ оказался настолько действенным, что ни одного полного набора коча до нашего времени не осталось. Тем более, что сами поморы, когда требовалось, запросто разбирали свои корабли, чтобы построить из них жилье для зимовки, например. Русских изображений кочей не осталось. Спасибо голландцам, например Николасу Витсену, видевшему их живьем и изобразившему поморские корабли на своих гравюрах.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.