Чтобы запустить строительный бизнес, не обязательно иметь опыт работы на стройке. Достаточно найти хорошего прораба. Как это сделать и какие еще нюансы важно учесть, разобрались вместе с совладельцем компании «Финский домик» Алексеем Гриценко.
Шаг 1. Выбрать направление
В строительном бизнесе много направлений. Для старта подойдут такие:
- выполнять отдельные строительные задачи: устанавливать заборы, кровлю крыши или заливать фундамент;
- строить нежилые постройки: бани, гаражи, котельные;
- строить жилые дома: модульные, каркасные, из бруса или газобетона.
Начинать стоит с одной услуги и постепенно расширять ассортимент. Если строите каркасные дома, не предлагайте клиентам вариант дома из газобетона. Сосредоточьтесь на одной технике и услуге. А когда станете в ней профессионалом, подключайте и другие направления.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Чтобы вести бизнес официально, нужно его зарегистрировать. Делается это в несколько шагов:
- выбрать форму ведения бизнеса;
- выбрать коды ОКВЭД;
- выбрать режим налогообложения;
- открыть расчетный счет;
- подключить онлайн-кассу.
Выбрать форму ведения бизнеса. Строительное дело можно вести тремя способами: как самозанятый, как ИП или ООО. Их особенности подробно разобрали в отдельной статье. Здесь приведем только сравнительную таблицу.
Выбрать коды ОКВЭД. Эти коды показывают налоговой, какой деятельностью вы занимаетесь. Их нужно указать в заявлении на регистрацию ИП или ООО.
Для строительного бизнеса подойдут, например, такие:
- 41.10 — разработка строительных проектов;
- 41.20 — строительство жилых и нежилых зданий;
- 43.91 — производство кровельных работ.
Нужно выбрать один основной и несколько дополнительных кодов.
Выбрать режим налогообложения. Строительному бизнесу доступны такие налоговые режимы: ОСН, УСН, АУСН, ПСН. Сравнили их в таблице.
Открыть расчетный счет. Он нужен, например, чтобы безналично переводить деньги за стройматериалы, платить зарплату сотрудникам и уплачивать налоги. А еще без него не получится участвовать в тендерах.
Обычно расчетный счет открывают в том же банке, где регистируют ИП или ООО. Это делают за неделю или быстрее.
Подключить онлайн-кассу. По закону, если будете продавать дома не другому бизнесу, а обычным людям, нужна онлайн-касса. Она передает в налоговую информацию обо всех платежах, которые вы получили.
Онлайн-кассу можно взять в аренду у банка. Ее сразу помогут подключить и настроить. А чтобы касса начала передавать информацию в налоговую, ее нужно зарегистрировать. Сделать это можно в личном кабинете на сайте налоговой службы.
Шаг 3. Проверить, нужно ли вступить в СРО
Для строительного бизнеса не нужна лицензия, но в некоторых случаях нужно вступать в региональные союзы строителей. Их задача — следить за качеством работы строительных компаний. Чтобы вступить в СРО, обычно требуют собрать документы и оплатить взнос. Сумму и требования организации размещают на своем сайте.
Вступать в СРО нужно не всем. Если вы строите частные одноэтажные дома, никуда вступать не нужно. А если хотите участвовать в тендерах, надо быть членом СРО. Полный список условий есть в градостроительном кодексе.
Шаг 4. Нанять сотрудников
Это самый трудный этап: найти квалифицированных сотрудников непросто, особенно если нет знакомых из сферы.
Кто нужен на старте. Изначально достаточно такой команды: прораб, рабочие и менеджер.
Первым нанимают прораба. Он следит за качеством работы, организовывает стройку. Еще он может брать на себя задачи других сотрудников. К примеру, логиста или бригадира. Как правило, у прорабов есть одна или несколько сформированных рабочих бригад.
Еще в команде нужен менеджер по работе с клиентами, он будет вести переговоры с покупателями. На первых порах вы можете взять эту обязанность на себя.
Часть сотрудников можно взять на аутсорсе. К примеру, проектировщик. Он разрабатывает точный план строительства, определяет, где в доме будут коммуникации, и делает чертежи. Он поможет контролировать, следуют ли прораб и рабочие проекту, а еще обезопасит от претензий заказчиков.
Где искать сотрудников. Лучше всего подбирать команду по рекомендации знакомых или на сайтах с услугами, например Профи или Яндекс Услуги. Так вы узнаете, как они работают: соблюдают ли сроки, качественно ли выполняют задачи, не завышают ли цены.
Сайты вроде hh.ru — плохой вариант. Там нет отзывов о сотрудниках, и вы сможете проверить их навыки только на деле.
Какое нужно образование. Профильное образование — не главный критерий в подборе строителей. Важнее, чтобы сотрудник знал технологию строительства и отвечал за качество работы.
Но если планируете вступить в СРО, в вашей команде должно быть как минимум трое сотрудников с высшим строительным образованием.
Шаг 5. Купить базовое оборудование
Ручными инструментами на стройке пользуются каждый день, поэтому стоит купить:
- пилы;
- молотки;
- ножовки;
- рубанки;
- перфораторы;
- нейлеры.
А вот дорогостоящее оборудование лучше брать в аренду. Иначе, когда оно сломается, придется платить за его обслуживание и ремонт, получается невыгодно.
Шаг 6. Привлечь первых клиентов
Если бюджет позволяет, стоит открыть офис. Если его нет, некоторые клиенты отказываются работать со строительным бизнесом.
Чтобы о вас узнали, используйте разные способы продвижения: сарафанное радио, страницы в соцсетях или канал на YouTube, контекстную и таргетированную рекламу. Как создавать продающие объявления, рассказали здесь.
Еще пригодится собственный сайт или лендинг — одностраничный сайт, который подталкивает клиента совершить целевое действие. Например, записаться на консультацию. Если вести только соцсети, доверие клиентов к вам будет ниже. Без сайта и лендинга можно обойтись бригадам, которые занимаются ремонтом. Если же вы строите дома или нежилые постройки, они обязательны.
Основателю также бизнеса стоит развивать личный бренд: выступать экспертом в СМИ и на профильных форумах, вести свои соцсети. Со временем люди начнут вам доверять, и когда им понадобится строительные услуги, обратятся к вам.
Больше полезных материалов для предпринимателей — в «Бизнес-секретах».