Фосфогипс, битумно-полимерная лента и полистирол — материалы, которые уже применяют в России при строительстве дорог. Они более износостойкие и увеличивают срок жизни дорожного полотна.
Высокое качество дорог напрямую влияет на стоимость грузоперевозок: уменьшается количество поломок машин, простоев, снижается расход топлива и увеличивается скорость доставки товаров. Чтобы дорожное полотно оставалось в хорошем состоянии, важно не только проводить его своевременный ремонт, но и использовать современные технологии при строительстве, которые продлевают срок его эксплуатации.
Плохие дороги — дорогие перевозки
По данным исследования Высшей школы экономики, некачественное дорожное полотно уменьшает объемы торговли на 18%. Грузовые машины, доставляющие товары по плохим дорогам, быстрее выходят из строя. Срок их службы сокращается на 30%, количество поломок и простоев увеличивается, а у грузоперевозчика растут расходы на амортизацию. Как следствие, увеличивается и срок доставки товаров.
Влияние на износостойкость
Внешние факторы, влияющие на качество дорог:
- климатические условия;
- переполненные большегрузы;
- шипованная резина.
Большинство российских регионов расположены в зоне сезонного промерзания грунта. Каждую зиму на этих территориях может происходить «морозное пучение»: в земле образуется лед, верхний слой грунта деформируется, из-за чего портится дорога.
На качество полотна влияют грузовые автомобили, перегруженные сверх нормы. По данным Росавтодора, разрушения дороги от проезда одной такой машины сопоставимы с воздействием ста тысяч легковых автомобилей. При этом 40% грузовиков передвигаются по российским дорогам с перегрузом.
Портит верхний слой дороги и шипованная резина. На трассе образовывается колея. Верхний слой дороги из-за нее изнашивается на 30% быстрее: появляются трещины и дыры. Все это затрудняет движение транспорта, особенно на магистралях. Устранить такие дефекты можно лишь с помощью ремонта.
Технологии строительства
Дорожное полотно состоит из нескольких слоев: специально подготовленная земля или грунт ― это полотно, песчаный и щебечный слои ― основание, верхние слои из асфальто-бетонного покрытия.
От качества каждого из них зависит долговечность и износостойкость дороги. Важно уделять должное внимание гидроизоляции, системам водоотвода и дренажа, а также обращать внимание на климатические особенности регионов: перепады температур, объем осадков, высоту слоя снега, число дней в году с обледенением, метелями, оттепелями и многое другое. От этого зависит, какие материалы будут использоваться при строительстве.
Чтобы улучшить качество автомобильных дорог, при их строительстве используют новые технологии. Еще в 2019 году в России создали «Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений». Многие из них используют при строительстве в регионах, рассказали в отделе информационного сопровождения Департамента внешних связей Российского дорожного научно-исследовательского института (ФАУ «РОСДОРНИИ»).
Все субъекты Российской Федерации применяют новые технологии. Некоторые регионы: Краснодарский край, Ярославская, Белгородская и Свердловская области, Республика Татарстан, ― по итогам 2022 года применяют сразу более 15 технологий на своих дорожных объектах. Предпочтение отдается технологиям применения асфальтобетонных смесей, отвечающим современным требованиям и позволяющим повысить потребительские свойства устраиваемых покрытий, а также увеличить их срок службы.
Сейчас в «Реестре новых и наилучших технологий» 282 технологии.
Новые решения
Одна из передовых отечественных разработок ― фосфогипс. Его используют в нижнем слое дороги. Он морозостоек, устойчив к влаге, выдерживает нагрузки в два раза выше нормативных требований ― до 30 тонн на ось.
Материал начали тестировать в 2015 году. За время испытаний было построено 30 км дорожного полотна, которые позволили проверить фосфогипс на прочность. Ученые из Минобрнауки прогнозируют, что дороги, построенные с применением этого материала, прослужат не менее 20 лет.
Еще одно новшество при создании трасс – плиты из экструзионного пенополистирола. Их устанавливают в нижнем слое при строительстве дорог на «слабых» грунтах – в прибрежных регионах и на болотистой местности. Этот материал легче песка, устойчив к перепадам температур, и практически не поглощает влагу.
При укладке верхнего слоя в России используют стыковочную битумно-полимерную ленту. Она герметизирует швы, снижает водонасыщение асфальтобетона, предотвращая образование технологических трещин покрытия.
В ФАУ «РОСДОРНИИ» уточняют, что новые технологии используются на всех этапах строительства: устройстве нижнего и верхнего слоев дорожного полотна, его ремонте и реконструкции.
Стоит помнить, что за сохранность дорог отвечают не только новые технологии, но и сами водители. Например, дальнобойщикам стоит проверять нагрузку на ось, автомобилистам — вовремя менять резину в зависимости от сезона. Эти простые действия помогут продлить жизнь дорожному полотну.