Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

СИСТЕМА СПАСЕНИЯ ФУЛТОНА

Или ФУЛТОНОВСКАЯ СИСТЕМА ЭВАКУАЦИИ "ЗЕМЛЯ-ВОЗДУХ". Или просто “Skyhook” (небесный крюк).

Возможно, вы тоже хотя бы раз в жизни мечтали - эх, как было бы здорово, если бы пролетающий над вами самолёт мог взять вас на борт сразу же, с места, не совершая для этого посадки на специальном аэродроме, до которого и вам и ему ещё надо добираться несколько часов. Вот вертолёты же могут взять вас из любого места, а самолёты - нет! Пичялька!

На самом деле, самолёты тоже могут. И вовсе не обязательно - те, которые с вертикальным взлётом. Обычные, с пропеллерами, вполне способны, главное, чтобы они были для этого подготовлены.

А суть идеи, предложенной неким Робертом Эдисоном Фултоном в начале 1950-х годов, заключается в следующем.

Человек, который хочет, чтобы его поскорее забрали с поверхности земли на небеса (в хорошем смысле этого слова), должен 1) запустить в небеса воздушный шар, наполненный лёгким газом (водородом или гелием), 2) соединить себя верёвкой с этим шаром, 3) ждать, пока над ним не пролетит самолёт вот с такой вилкой на носу.

Фото с сайта https://pikabu.ru/story/sistema_vozdushnoy_yevakuatsii_skyhook_aeroretriever_system_5242891
Фото с сайта https://pikabu.ru/story/sistema_vozdushnoy_yevakuatsii_skyhook_aeroretriever_system_5242891

А дальше - дело техники: остаётся только верить, что после рывка тебя не скомкает в снежок, и не разобьёт о поверхность земли или какое-нибудь дерево. И что те, кто на борту, втащат тебя на борт до того, как ты задохнёшься. В общем, главное - верить!

У вас может возникнуть вопрос: а откуда же у того, кто на земле, возьмётся упомянутый воздушный шар и трос, способный выдержать слона? Оказывается, это забота не эвакуируемого, а эвакуирующего: сначала с пролетающего самолёта сбрасывают металлический контейнер весом 150 кг. В нём как раз и находится баллон с гелием, мини-аэростат, 150 метров нейлонового шнура, а ещё - тёплый комбинезон и специальная "обвязка", которые разведчику нужно надеть на себя. Один конец шнура крепится к мини-аэростату, другой - к обвязке.

Фото с сайта https://pikabu.ru/story/sistema_vozdushnoy_yevakuatsii_skyhook_aeroretriever_system_5242891
Фото с сайта https://pikabu.ru/story/sistema_vozdushnoy_yevakuatsii_skyhook_aeroretriever_system_5242891

Предложенная Фултоном система была успешно апробирована во время Корейской войны, затем во время Вьетнамской войны и ряда особых операций, производимых ЦРУ в разных частях света. Но, что интересно, нечто подобное британцы и американцы использовали и ранее - во время Второй мировой войны, для эвакуации пилотов, совершивших вынужденную посадку. Только тогда обходились без воздушного шара, просто между двумя шестами натягивали трос, к которому привязывали нужного человека, а самолёт должен был зацепить этот трос грейферным крюком. (Почти по тому же принципу сегодня организована посадка самолёта на авианосец, только здесь летательный аппарат ставит иную цель - с помощью троса погасить скорость до нуля. При этом, говорят, отрицательные перегрузки таковы, что глаза едва ли не выскакивают из орбит.)

Фото с сайта https://pikabu.ru/story/sistema_vozdushnoy_yevakuatsii_skyhook_aeroretriever_system_5242891
Фото с сайта https://pikabu.ru/story/sistema_vozdushnoy_yevakuatsii_skyhook_aeroretriever_system_5242891

Но если принципиально важно, чтобы человека во что бы то ни стало было необходимо эвакуировать из такой-то точки, стоит пойти на любой риск, в том числе и на такой.

Пикантный факт: сначала Фултон просто экспериментировал с грузами, затем начал эвакуировать манекены, а после этого решил поэкспериментировать с живыми свиньями, "поскольку их нервная система близка к человеческой". Результаты оказались вполне обнадёживающими: оторвавшись от земли, животное начало вращаться, летя по воздуху со скоростью 200 км/час, и прибыло на борт невредимым, но в дезориентированном состоянии. А когда свинья оклемалась, стала в ярости бросаться на членов экипажа.

Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Fulton_surface-to-air_recovery_system#/media/File:Illustration_of_Fulton_surface-to-air_recovery_system_(STARS).svg
Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Fulton_surface-to-air_recovery_system#/media/File:Illustration_of_Fulton_surface-to-air_recovery_system_(STARS).svg

И всё-таки, несмотря на многочисленные удачные случаи использования СИСТЕМЫ СПАСЕНИЯ ФУЛТОНА лично мне не совсем понятно, как же человек выдерживает тот самый рывок, после которого он из неподвижного состояния в миг обретает скорость самолёта - те самые 200 км/час. Похоже, одной только "дезориентацией" дело тут не ограничивается. И реакция свиньи мне очень даже понятна.

(Говорят, что сам нейлоновый трос пружинит, да и сбруя, надеваемая на человека, помогает смягчить удар, но звучит как-то не очень убедительно.)

Фото с сайта https://www.hcn.org/issues/49.11/essays-recreation-how-motorized-recreation-grew-from-a-group-of-hikers-and-walkers/bdr-historic-jpg/image_view_fullscreen
Фото с сайта https://www.hcn.org/issues/49.11/essays-recreation-how-motorized-recreation-grew-from-a-group-of-hikers-and-walkers/bdr-historic-jpg/image_view_fullscreen

Роберт Эдисон Фултон–младший (15 апреля 1909 - 7 мая 2004) - американский изобретатель, профессиональный фотограф, путешественник и авантюрист.

Родился в Манхэттене, Нью-Йорк. Его отец был другом Томаса Эдисона, поэтому понятно, откуда взялось второе имя Роберта.

Мальчик вырос в очень богатой семье и принадлежал к высшему классу - летал коммерческими рейсами в разные города и страны, одним из первых посетил только что открытую гробницу Тутанхамона.

Он учился в средней школе Ле-Рози в Лозанне, Швейцария, затем в Эксетере и Чоуте. А потом окончил Гарвард по специальности "архитектура", плюс ещё один год проучился в Венском университете, доводя свои архитектурные навыки до совершенства.

В возрасте 23 лет он за полтора года проехал 25 000 миль от Лондона до Токио на двухцилиндровом мотоцикле. Но не рекорда ради, а изучения архитектуры для. За эти 18 месяцев он отснял 40 000 футов пленки о своих путешествиях, а потом написал книгу и снял фильм об этом.

Работая в Pan American Airways, он использовал свои навыки в кинематографии для документирования создания воздушных маршрутов "летающих лодок" этой компании через Тихий океан, незадолго до Второй мировой войны. Затем он основал компанию по производству авиационного оборудования Continental Inc.

Его первым изобретением во время Второй мировой войны стал наземный тренажер для полетов в воздухе, "Aerostructor", но военных это не заинтересовало. Тогда Фултон модифицировал его в учебное пособие для воздушных стрелков и создал первый стационарный тренажер для стрельбы в воздухе, названный "Gunairstructor".

После войны он спроектировал и построил самолет, трансформируемый в автомобиль, под названием "Воздушный гибрид". Это была первая летающая машина, когда-либо сертифицированная Управлением гражданской аэронавтики как годная к полетам. Правда, она не имела коммерческого успеха.

После этого была создана упомянутая система "Skyhook" для Военно-воздушных сил, а затем "Seasled" - то же самое, но для морских пловцов.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!