Найти в Дзене

Гибель этого немецкого офицера, оставила одну из тайн войны до наших дней

Не нажми в тот день боец Красной армии, в горячке боя на спусковой крючок, этой тайны бы не существовало. Обстоятельства данного «темного» дела, были бы установлены. Но как говорится- в этом деле «бы» и мешает. Как случилось, так случилось. Назад ничего уже не вернуть…

И так, обо всем по порядку.

…31 декабря 1941 года части 283-го стрелкового полка, 87-й стрелковой дивизии (40-я армия, Юго- Западный фронт), вели наступление на село Плаховка. В результате боя, красноармейцами 3-го взвода 4-й стрелковой роты, 2-го батальона данного полка, был захвачен в плен «странный» немецкий офицер.

Странность эта была уже выявлена после боя, когда устанавливали все обстоятельства данного дела. Но в тот момент, это был пленный, как пленный. Вроде ничего особенного.

Но как позже вспоминали наши бойцы,- «пленному офицеру было предложено, для эвакуации в тыл, садиться в автомашину. Сначала не отвечая не предложение, ни на немецком, ни на русском языке, офицер, когда ему пригрозили, на чистом русском языке попросил отправить его только лошадьми на бричке или на санях».

В это время, как часто бывало на фронте, на фланге показались немецкие танки. Это была немецкая контратака. Наш батальон начал отходить. Один из бойцов при отходе, на всякий случай, пристрелил немецкого офицера, но успел его обыскать.

Здесь и появились первые загадки и странности.

В карманах у убитого изъяли документы на имя товарища Бутырина Сергея Ивановича, бывшего первого секретаря Николаевского обкома КПБ/У/:

а) партийный билет № 0791606 (который был сдан политотделу 40-й армии, для пересылки Политуправлению фронта);
б) Членский билет члена ЦК КПБ/У/ № 7;
в) Командировочное удостоверение, выданное Николаевским обкомом КПБ/У/ от 10.07.1941 года № 005.
-2

Все эти изъятые документы у немецкого офицера были отданы комиссару 283-го стрелкового полка старшему политруку Кокушкину Олегу Иольевичу, боевому офицеру- десантнику, которой за мужество и героизм проявленные при обороне Киева, был ранее награжден орденом «Красного Знамени». В последующих боях он был удостоен высокого звания «Герой Советского Союза».

Кокушкин О.И.
Кокушкин О.И.

Член Военного Совета 40-й армии, бригадный комиссар Грушецкий, по данному делу инициировал расследование. Документы, которые были изъяты во время обыска у немецкого офицера, были направлены Члену Военного Совета Юго- Западного фронта Никите Сергеевичу Хрущеву.

Грушецкий Иван Самойлович
Грушецкий Иван Самойлович

Комиссар 283-го стрелкового полка Иван Кокушкин докладывал следующие обстоятельства дела, которые стали известны при расследовании:

8 бойцов из 3-го взвода, которые захватили пленного офицера, были ранены. Дальнейшее расследование никаких результатов не дало.
Внешность офицера: брюнет, курносый, средних лет, среднего роста, одет в военную форму немецкого образца, на голове подшлемник, хромовые сапоги.

19 января 1942 года начальник Особого Отдела НКВД 87-й стрелковой дивизии капитан Федоров, после проведенного дознания, Члену Военного Совета 40-й армии, бригадному комиссару Ивану Самойловичу Грушецкому предоставил справку следующего содержания:

«30 (так в документе) декабря 1941 года, в боях за деревню Плехановку был взят раненный офицер противника, которого поручили для охраны и конвоирования одному из красноармейцев (фамилия данного красноармейца не установлена, так как он прибыл с маршевой ротой и прямо был введен в бой, который в бою, 31 декабря 1941 года, был убит).
Данный красноармеец при отходе из Плехановки, офицеру, якобы предложил идти и последний как будто бы отказался и заявил на русском языке, что поедет на подводе. Перепроверить это не представляется возможным ввиду давности времени и не найден человек, которому рассказывал красноармеец застреливший офицера. Когда был застрелен офицер, к месту происшествия подошел командир взвода 283-го стрелкового полка, который вскоре был ранен и отправлен через МСБ в госпиталь, фамилию данного командира взвода, знает командир взвода того же полка Сидоров, который также, 18.01.1942 года, ранен и отправлен в госпиталь. Офицер был одет в немецкую форму, на ногах хромовые сапоги, сверху которых обмотаны обмотками, среднего роста, черты лица никто не помнит. Изъятые документы на имя Секретаря Николаевского обкома ВКП/б/ сданы комиссару 283-го стрелкового полка, который 31.12.1941 года, для установления подробностей искал красноармейца /который убил офицера/, но найти не мог. Труп офицера остался на территории противника. Следственный материал по делу направлен в Особый Отдел НКВД 40-й армии, копией которого особдив не располагает, вновь провести следствие не представляется возможным ввиду ранения Сидорова».
-5

Из справки: Бутырин Сергей Иванович, советский партийный деятель. Член ЦК ВКП/б/ 1940-1942 г. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва с 1941 года. В феврале 1939 года- августе 1941 года- 1-й секретарь Николаевского областного комитета ВКП(б), в современном понимании можно сказать- губернатор региона.

С 1941 года- член Военного Совета 26-й армии Юго- Западного фронта, бригадный комиссар. По некоторым данным, попал в окружение в районе города Лохвица Полтавской области. Прорвался к партизанскому отряду. Погиб во время боевых действий.

-6

Официально, по архивным документам Сергей Иванович значится пропавшим без вести в 1942 году.

Фото: сайт "Память Народа" и binsuem.ru.