Найти в Дзене

Вещий Олег

Картина современного русского художника Игоря Ожиганова

#группа_компаний_Рюрик_и_сыновья

В моем личном рейтинге «хороших правителей и порядочных людей» Вещий Олег занимает одно из лидирующих мест. (На нижней строчке этого рейтинга, вне зависимости от того об истории какой страны идёт речь, всегда должен располагаться король Генрих VIII. Это у которого было пузо как у Карлсона, жена Анна Болейн и полное отсутсвие совести.) 

Строго говоря, Олег не был Рюриковичем. Рюрик, как мы помним, женился в том возрасте, когда уже пора было не о детях думать, а о Боге и подагре, и вскоре умер, оставив сына Игоря, которому на тот момент не исполнилось и двух лет. Перед смертью Рюрик назначил регента, чтобы правил от имени Игоря. Этим самым регентом и был Олег. 

В повести временных лет сказано, что Олег был Рюрику родич, и скорее всего здесь имеется ввиду не кровное родство, а брачное. По традиции тех времён, если ребёнок оставался без отца, то его воспитанием занимался брат матери (например, того самого князя Владимира, что крестил Русь, растил дядя Добрыня. Этот Добрыня, кстати, является прототипом всем известного богатыря Добрыни Никитича. Про которого ещё мультик сняли, где странный князь и смешной конь). Так что Олег вероятнее всего, брат Ефанды (о ней я рассказывала пару постов назад). 

Олег был выдающимся воеводой. Из таких, за которыми дружина готова была идти хоть на край света, хоть за край. 

Незадолго до смерти Рюрика (пользуясь тем, что князь был уже в глубоких летах) два ушлых хлопчика — Аскольд и Дир, которые служили у Рюрика воеводами, уговорили его отправить их в поход на Царьград (Константинополь. Столица Византии. Нынешний Стамбул). Что было дальше точно неизвестно — то ли шторм, то ли просто лень им стало — но до Царьграда они не доплыли, а вместо этого свернули к Киеву и сказали что они тут теперь князья. В то время, такое реально работало. И увели Киев прямо у Рюрика из под носа. (Учитывайте что к тому моменту Рюрик был уже глубоко не молод). Они быстро обнаглели и стали чинить Новгороду препятствия для свободной торговли на пути из «варяг в греки». Олег такого предательства им простить не мог.

Он собрал дружину и взяв с собой трехлетнего Игоря, которому стал и воспитателем, и другом, и отцом, двинулся на Киев. По пути Олег взял под свой контроль два стратегически важных города Смоленск и Любич, и обеспечив надежный тыл подошёл к Киеву, но под видом купеческого каравана. Самозванные князья, к тому моменту уже сами уверовавшие в свою силу, вышли посмотреть заморские товары. Навстречу им из кораблей высыпались спрятавшиеся воины. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил бывшим друзьям «не князья вы и не княжеского рода, а это сын Рюрика». Ответить киевские правители не успели, их убили тут же, на пристане. Захватив Киев Олег объединил под своей властью огромные территории и получил контроль над большей частью пути из «варяг в греки».

Из Киева Олег начал распространять свою власть все дальше. Первым делом он отправился войной на древлян, единственных приднепровских славян, кто не платили дани никому. Древляне славились своей непокорностью (и они ещё продемонстрируют это в недалеком будущем), они не сложили оружия, но свирепых варяг Киевской дружины они одолеть не смогли. Олег разбил древлян, жестоко покарав за сопротивление, и обязал уплачивать Киеву ежегодную дань. 

Через год Олег пошёл на северян, но те, будучи более рациональными, чем гордыми, и знавшие о расправе над древлянами, побросали оружие в первом же бою и сразу согласились платить дань. Таким же образом перешли под власть Олега радимичи. Схема везде была одна и та же. Власть Киевского князя выражалась в праве собирать дань, за это он предоставлял своих воинов для защиты и ставил для них небольшие крепости. И именно эти крепости, возведённые Олегом, станут основой многих городов южной Руси.

Прошло много лет, почти весь путь из варяг в греки находился под контролем Киева и нескончаемые купеческие корабли двигались по Днепру. Оставалось добиться выгодных условий торговли на главном рынке Европы — в Константинополе. Собираясь в поход на Византию, Олег не был уверен что вернётся живым, но Игорь к этому моменту уже был взрослым и Олег мог оставить Киев на него. Из Киева вышло невероятное по тем временам войско — огромный караван боевых кораблей. Флот преодолел тяжёлый путь по Днепру, часть пути корабли пришлось тащить волоком, их чуть не погубили шторма, и все же Олегу удалось привести флот в целости под стены Константинополя. Он уже готовился принять бой, но под стенами столицы их никто не встречал. Казалось будто город остался без единого защитника. 

Однако, уже когда корабли подплывали к берегу, путь им преградила огромная цепь через весь пролив. Византийцы решили что русские варвары будут беспомощны без своих кораблей и уйдут восвояси. Но они плохо знали Олега. Он пришёл с определённой целью и уходить, не получив ничего не собирался. Он велел вытаскивать суда на берег и ставить их на деревянные катки, подняв паруса. Греки были потрясены. Варварские корабли шли по суху как по воде. Не успели они опомниться как огромное войско уже стояло под стенами города. Навстречу Олегу вышли греческие послы. Никогда ещё надменному Константинополю не приходилось так почтительно говорить с варварами. Греки сказали « не губи города, дадим дань». Но Олега не интересовала быстрая нажива, он был умён и знал, что от Константинополя можно получить нечто большее, чем мешки с золотом. 

Он потребовал от императора торговые льготы для русских купцов и целый ряд законов, гарантировавший бы безопасность русским торговцам на территории Византии. Это было неслыханно, но Олег своего добился. Был заключён договор, по которому русские получали право беспошлинной торговли в Константинополе. Невероятное преимущество, которого не удавалось добиться ещё никому из языческих народов. Это по сути означало международное признание русского государства. В знак этого Олег прибил над воротами Константинополя свой боевой щит. 

Международная торговля — основа экономики нового молодого государства стала развиваться семимильными шагами. Путь из «варяг в греки» заработал в полную силу, обогащая славянскую землю. Олег вернулся в Киев с почестями и с с тех пор его звали Вещим, то есть тем, кто может видеть будущее. 

Всего за 33 года,  Олег превратил разрозненные земли в огромное государство, увеличив территорию которую ему оставил Рюрик вдвое.

Олег был самым честным человеком на земле. Честнее матери Терезы, Форреста Гампа и ребёнка, который в кассе на аттракционы, где билеты детям  до 5 лет бесплатно, громко говорит папе, что он неправильно сказал тете-продавцу и ему уже шесть, а не пять. Поэтому Олег, честно отслужив 33 года (очень много по тому времени), не стал пытаться установить свою династию, не стал узурпировать власть, не стал сажать на трон своего сына. Он дал обещание Рюрику хранить княжеский престол для Игоря и сдержал это слово. Княжеская власть перешла его законному владельцу. (Жадному и глупому, но и такое бывало). 

Достоверных данных о смерти Олега нет. Он как будто просто растворяется в водах времени. Но есть известная легенда, будто бы волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея смертельно укусившая князя. 

Так себе ситуация для того, кого прозвали Вещим. Но, очаровываться не стоит. Этот мотив (с могилой коня и змеей) встречается часто у разных народов мира. То что Нестор немножечко ее приватизировал и приписал туда Олега, это даже и не грех. Так, художественное преукращивание, чтобы читалось интереснее. 

Существуют записи арабского историка Аль-Масуди, на основании которых можно сделать вывод, что Олег погиб в бою, как и положено великому князю.