На неделе, после очередной экскурсии с семьёй по Питеру, смотрел интервью Андрея Верникова и Романа Ермакова. Не мало людей в комментариях под видео с Романом, считают его скучным, а между тем Ермаков очень хорошо анализирует возможную политику ЦБ в части ДКП. Вот и в этом видео, Роман говорил, что по его мнению, ЦБ на заседании 21-го поднимет ставку не на 50 б.п., а сразу на 100 б.п. И как теперь уже известно именно так и произошло. Интересно отметить, что никакого существенного движения в ОФЗ не произошло. По итогу 21-го индекс RGBI потерял чуть меньше 0,1%, при том, что дюрация корзины ОФЗ, входящей в него, около 5 . Получается, что сам рынок уже закладывал подобное повышение ключевой ставки и это не стало для него сюрпризом.
Но я не спекулянт, и поэтому меня в данном вопросе интересует не краткосрочные решения, а долгосрочные тенденции. Вопрос, на который стоит пытаться найти ответ, я бы сформулировал примерно так: «Продолжится ли политика жёсткого таргетирования инфляции, как долго ЦБ будет готов повышать ставку дальше, и как это может сказаться на росте экономики России, а соответственно и фондового рынка?».
К сожалению здесь нет простого ответа, и пока у меня нет итогового решения. Мейнстрим экономической мысли говорит о том, что повышение ставок ведёт к торможению экономики, так как зажимается возможность кредитования. С другой стороны, если опереться на мнение Сергея Блинова, важна не ставка а рост реальной денежной массы (РДМ). И пока она будет расти, не страшна высокая ставка. По расчётам Сергея РДМ растёт высокими темпами, это способствует росту экономики, а повышения ставки позволяет сдерживать инфляцию. Кстати, по его прогнозам при таких темпах роста РДМ, ВВП России вырасти более чем на 6% в этом году, что сильно отличается даже от самых оптимистичных оценок. Такой подход идёт вразрез с мейнстримом.
Интересно отметить ещё один факт. По заявлению Набиулинной нейтральная ставка (ориентир для стоимости «длинных денег», при достижении нейтральной процентной ставки ДКП не оказывает ни сдерживающего, ни стимулирующего влияния на экономику), пересмотрена в ЦБ с 5-6% до 5,5 - 6,5%, то есть всего на 50 б.п. А ключевую ставку поднял сразу на 100 б.п. Грубо можно считать, что текущее повышения ключа это ответ на краткосрочные ожидания по инфляции, а не долгосрочная тенденция.
Исходя из описанных выше соображений, точно не стоит бить в набат. Всё идёт в фарватере долгосрочного роста ВВП.
Ещё ЦБ заявил, что с 1 августа увеличит продажу валюты в рамках бюджетного правила, будет зеркалировать не только операции Минфина, но и инвестиции из ФНБ. За 1-е полугодие инвестиции из ФНБ составили 288.4 млрд рублей. Продажа юаней на ту же сумму с 1 августа до 31 января означает, что ежедневный объём продаваемой валюты возрастёт на 2.3 млрд рублей в день. Это сильный фактор для укрепления рубля.