Найти тему

Сколько стоит рынок

Наша страна на протяжении 20 века дважды оказалась в состоянии экономического эксперимента. Первый эксперимент - переход от капитализма к социализму. Этот путь был неизведанным, в работах классиков марксизма были начертаны лишь общие черты нового строя. Но с большими материальными, моральными и людскими потерями, в условиях капиталистического, враждебного окружения, страна прошла этот путь и превратилась в державу мира №2, преодолела вековую отсталость.

Второй эксперимент также был невиданным в истории – нам пришлось пройти путь от плановой социалистической экономики, к рыночной, капиталистической. Такой же путь предстояло проделать странам Восточной Европы, которым всяческую помощь оказывали страны Запада.

В моем «перестроечном» архиве сохранилась вырезка из газеты «Советская Россия» за 26 июня 1991 года со статьей кандидата экономических наук А. Ковалевского, с названием, вынесенным в заголовок. Он приводит расчеты денежных затрат на переход к рынку ГДР и СССР.

Сколько же будет стоить переход к рынку, например, ГДР, после ее воссоединения с ФРГ в 1989 году. Уже в 1989 году на это было затрачено 25 млрд. марок, а в 1990 – 100 млрд., в 1991 году -150 млрд. По расчетам экономистов первое десятилетие перехода к рынку ГДР обойдется в 1000 млрд. марок, а всего- 2000 млрд. По действовавшему расчетному аукционному курсу это – около 50 млрд. советских, отнюдь не деревянных рублей.

В американском журнале «Тайм» приведены некоторые расшифровки затрат ФРГ на присоединение ГДР, то есть вхождение ее экономики в рынок ФРГ. А именно: 160 млрд. долларов на развитие инфраструктуры, 150 млрд., на модернизацию производственного оборудования и создание новых производств, 20 млрд. на модернизацию телекоммуникационного оборудования, от 50 до 100 млрд. долларов на выплату пособий по безработице (3 млн. человек - треть населения ГДР). Только до 2000 года расходы должны были составить свыше 800 млрд. долларов США. Если такие огромные затраты на переход к рыночной экономике планировались для сравнительно малой страны с населением 16,6 млн. человек, то для СССР с численностью населения 289 млн. человек, то есть в 17,4 раза больше, видимо, потребуются, минимум в 17,4 раза больше денежных средств, то есть 14 400 млрд. долларов. В пересчете на советские рубли, исходя из курса 1990 года 1 доллар :1,8 рубля, это составит 28 000 млрд. рублей, а с учетом затрат на развитие инфраструктуры - 42 024 млрд. рублей. Но, учитывая, что разрыв ГДР и ФРГ, в экономическом развитии значительно меньше, чем СССР и ФРГ, а также размеры территории, то этот «рыночный» эксперимент обойдется значительно дороже. А без этого мы не сможем войти в мировой рынок на равных, считал автор.

А какими денежными средствами мы располагали? Максимальный объем затрат на модернизацию экономики СССР имел в 1989 году -228 млрд. рублей, а в среднем за последние 20 лет существования СССР – 150 млрд. рублей в год. Даже, исходя из максимальных ежегодных вложений в 228 млрд., потребуется – 42 024:228 = 185 лет! Можно ли перейти к рыночной экономике менее затратным путем? Можно, только это будет полуколониальный рынок, рынок позора, а не равноправных партнеров. Какой же вывод можно сделать из всего этого? Переход к рыночной экономике будет губителен для нашей страны. Он приведет не к развитию экономики, общества, а к его деградации, расслоению и превращению СССР в сырьевой придаток наших «доброжелателей» из развитых капиталистических стран.

А вы говорите, что «нет пророков в своем отечестве», что нас никто не предупреждал о «цене» рыночных реформ. Предсказал, с точностью до доллара, что получится из нашего второго «эксперимента».

К этому можно добавить только сокращение населения от «шоковых реформ» и кровь, пролитую на просторах бывшего СССР.

P. S.

В 1985 году видный экономист США и выходец из России Василий Леонтьев проанализировал состояние экономики СССР и сделал вывод о том, что серьезных проблем в экономике нет. Есть структурный, а не системный кризис. Его вежливо послушали представители "пятой колонны", которые при Горбачеве заняли все ключевые посты, и сделали всё, чтобы структурный кризис превратился в системный.

По расчетам экономистов для выхода из структурного кризиса в рамках социалистической экономической системы в течение только одного года было необходимо 545 млрд. долларов. Это были не очень большие деньги для СССР, ведь долг других стран СССР составлял 424 млрд. долларов, а долг СССР другим странам составлял только 25 млрд. Такие деньги можно было найти.

А для перехода к рыночной системе западного типа, по самому мягкому, ГДР-овскому варианту, нам требовалось 19 триллионов 279 млрд. долларов. Таких денег у нас не было и не будет. Сегодня, спустя тридцать лет, мы видим провал рыночного эксперимента в нашей стране. Страна из «второго мира», медленно, но верно опускается в «третий мир». Но в 1991 году, сыновей и внуков «комиссаров в пыльных буденновских шлемах» это не волновало и не остановило. И все они сегодня уже имеют «запасные аэродромы» в Майами и Рио-де Жанейро, куда они улетят, а некоторые уже улетели, оставив в обворованной стране «общечеловеческие ценности».