Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Похоже, с моим ребенком что-то не так ". На что обратить внимание родителям.

На приеме мама девочки 7 лет. Обсуждаем результаты диагностической работы с дочерью. У девочки задержка психического развития, психиатр подтверждает. А через месяц идти в первый класс…

- «Когда дочке было 4 года, воспитатель в садике сказала мне – сходите к врачам, проверьте ребенка, что-то не то, отстает она… а я тогда обиделась, рассердилась, не пошла с ней никуда… вот тогда если бы заниматься начать»

Как порой бывает сложно посмотреть «в лицо» реальности… оставаться взрослым, устойчивым, хочется надеяться, что все само как-то разрешится, изменится.

А если от решений взрослого человека зависит дальнейший путь ребенка?

Стоит ли ждать, что «само пройдет», или пойти к специалистам?

Если вы за первый вариант действий, рекомендации как раз для вас))

И сегодня - про малышей.

На что важно обратить внимание родителям детей от 2 до 5 лет?

Что поможет задуматься, нет ли трудностей в развитии ребенка?

Обращаем внимание на -

Речь. Игру. Рисунки детей.

Как ребенок говорит, во что играет, как и что рисует – все имеет значение.

И может нам, взрослым, рассказать как про душевное состояние ребенка, так и про темп развития.

К примеру, ребенку три – три с половиной года.

  • Малыш произносит только отдельные слова или короткие фразы из двух-трех слов, речь ребенка понимают только его родители.
  • Мало интересуется игрушками, в игре нет какого-то простого, понятного окружающим людям сюжета (кукла ложится спать, мишка пьет чай, машины поехали в гараж и т.д.).
  • Игра происходит молча, без каких-то простых комментариев, рассказа.
  • Или ребенок все время повторяет одно и то же в игре: крутит пропеллер самолета, колеса машинки, перекладывает снова и снова кубики, детали пазлов…
  • Если попросить ребенка нарисовать колесо (круг, мячик), домик, он не сможет самостоятельно сделать рисунок.
  • Изобразить человека (голова с ножками) – невыполнимая задача.
  • Или на рисунке малыша очень много штриховки, повторяются изображение одних и тех фигур, много зачеркнутых или запутанных линий…

Фото из интернета (книги Венгера). Рисунок человека, выполненный ребенком 3 лет (так называемый "головоног").

Ребенку 4, 5 ,6 лет…

  • Он активно разговаривает дома с родными. Но как только приходит в детский сад, в гости, туда, где есть малознакомые люди, молчит.
  • Или ребенок делает очень, очень необычные рисунки, изображает все время одно и то же, выбирает необычную для своего возраста тему. Например, «следы от шин», «голова внутри», «дом-зомби» и т.п.
  • Рисует только схемы городов, машин, людей в виде геометрических фигур, частей тел животных, фруктов и т.д.
  • Игры ребенка могут быть стереотипными, с одной и той же тематикой. Или с проявлениями агрессии, не связанной с ситуацией. Играет в одиночестве, без активного общения с другими детьми.
-2

Фото из интернета (книга Болдыревой). Рисунок выполнен ребенком 5 лет (у ребенка определенное расстройство психики).

Это лишь несколько моментов, на которые важно обратить внимание взрослому.

Конечно, чтобы разобраться, как развивается ребенок, есть ли каких-то трудности, важно собрать гораздо больше информации.

Как у мамы протекала беременность, как ребенок родился, развивался, чем и как болел, когда появились первые слова, как общается с другими людьми, есть ли страхи и какие, какова психологическая атмосфера в семье и т.д.

Помочь ответить на вопросы родителей могут несколько специалистов.

Клинический психолог, логопед, невропатолог, если необходимо – детский психиатр, дефектолог, нейропсихолог.

И, кстати, доводы о том, что ребенок «перерастет», «у всех так бывает, и у нас так было, а вот какой умный вырос», «подумаешь, не говорит, заговорит позже» - увы, не работают.

Всегда есть выбор.

Можно пойти простым путем – не поверить своему родительскому чутью, отодвинуть решение трудной ситуации, пустить на самотек… «пусть все идет, как идет».

А можно выбрать другой путь, не всегда легкий и радостный.

На этом пути могут встретиться препятствия, разочарование, усталость.

Но еще – радость, когда ребенок учится справляться с трудностями, узнает новое, растет.

Так что, решительность, настойчивость, терпение, творчество и любовь – как раз то, что необходимо, чтобы поддержать маленького ребенка, когда ему трудно.

При копировании указание автора и ссылка на статью обязательны.

Другие статьи автора о работе клинического психолога (с дошкольниками).

https://www.b17.ru/article/133011/

Зачем идти к клиническому психологу? Дошкольники.

https://www.b17.ru/article/117612/

Зачем детские психологи используют игрушки для диагностики?

Автор: Сафиуллина Жанна Александровна
Психолог, Клинический психолог Арттерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru