На приеме мама девочки 7 лет. Обсуждаем результаты диагностической работы с дочерью. У девочки задержка психического развития, психиатр подтверждает. А через месяц идти в первый класс…
- «Когда дочке было 4 года, воспитатель в садике сказала мне – сходите к врачам, проверьте ребенка, что-то не то, отстает она… а я тогда обиделась, рассердилась, не пошла с ней никуда… вот тогда если бы заниматься начать»
Как порой бывает сложно посмотреть «в лицо» реальности… оставаться взрослым, устойчивым, хочется надеяться, что все само как-то разрешится, изменится.
А если от решений взрослого человека зависит дальнейший путь ребенка?
Стоит ли ждать, что «само пройдет», или пойти к специалистам?
Если вы за первый вариант действий, рекомендации как раз для вас))
И сегодня - про малышей.
На что важно обратить внимание родителям детей от 2 до 5 лет?
Что поможет задуматься, нет ли трудностей в развитии ребенка?
Обращаем внимание на -
Речь. Игру. Рисунки детей.
Как ребенок говорит, во что играет, как и что рисует – все имеет значение.
И может нам, взрослым, рассказать как про душевное состояние ребенка, так и про темп развития.
К примеру, ребенку три – три с половиной года.
- Малыш произносит только отдельные слова или короткие фразы из двух-трех слов, речь ребенка понимают только его родители.
- Мало интересуется игрушками, в игре нет какого-то простого, понятного окружающим людям сюжета (кукла ложится спать, мишка пьет чай, машины поехали в гараж и т.д.).
- Игра происходит молча, без каких-то простых комментариев, рассказа.
- Или ребенок все время повторяет одно и то же в игре: крутит пропеллер самолета, колеса машинки, перекладывает снова и снова кубики, детали пазлов…
- Если попросить ребенка нарисовать колесо (круг, мячик), домик, он не сможет самостоятельно сделать рисунок.
- Изобразить человека (голова с ножками) – невыполнимая задача.
- Или на рисунке малыша очень много штриховки, повторяются изображение одних и тех фигур, много зачеркнутых или запутанных линий…
Фото из интернета (книги Венгера). Рисунок человека, выполненный ребенком 3 лет (так называемый "головоног").
Ребенку 4, 5 ,6 лет…
- Он активно разговаривает дома с родными. Но как только приходит в детский сад, в гости, туда, где есть малознакомые люди, молчит.
- Или ребенок делает очень, очень необычные рисунки, изображает все время одно и то же, выбирает необычную для своего возраста тему. Например, «следы от шин», «голова внутри», «дом-зомби» и т.п.
- Рисует только схемы городов, машин, людей в виде геометрических фигур, частей тел животных, фруктов и т.д.
- Игры ребенка могут быть стереотипными, с одной и той же тематикой. Или с проявлениями агрессии, не связанной с ситуацией. Играет в одиночестве, без активного общения с другими детьми.
Фото из интернета (книга Болдыревой). Рисунок выполнен ребенком 5 лет (у ребенка определенное расстройство психики).
Это лишь несколько моментов, на которые важно обратить внимание взрослому.
Конечно, чтобы разобраться, как развивается ребенок, есть ли каких-то трудности, важно собрать гораздо больше информации.
Как у мамы протекала беременность, как ребенок родился, развивался, чем и как болел, когда появились первые слова, как общается с другими людьми, есть ли страхи и какие, какова психологическая атмосфера в семье и т.д.
Помочь ответить на вопросы родителей могут несколько специалистов.
Клинический психолог, логопед, невропатолог, если необходимо – детский психиатр, дефектолог, нейропсихолог.
И, кстати, доводы о том, что ребенок «перерастет», «у всех так бывает, и у нас так было, а вот какой умный вырос», «подумаешь, не говорит, заговорит позже» - увы, не работают.
Всегда есть выбор.
Можно пойти простым путем – не поверить своему родительскому чутью, отодвинуть решение трудной ситуации, пустить на самотек… «пусть все идет, как идет».
А можно выбрать другой путь, не всегда легкий и радостный.
На этом пути могут встретиться препятствия, разочарование, усталость.
Но еще – радость, когда ребенок учится справляться с трудностями, узнает новое, растет.
Так что, решительность, настойчивость, терпение, творчество и любовь – как раз то, что необходимо, чтобы поддержать маленького ребенка, когда ему трудно.
При копировании указание автора и ссылка на статью обязательны.
Другие статьи автора о работе клинического психолога (с дошкольниками).
https://www.b17.ru/article/133011/
Зачем идти к клиническому психологу? Дошкольники.
https://www.b17.ru/article/117612/
Зачем детские психологи используют игрушки для диагностики?
Автор: Сафиуллина Жанна Александровна
Психолог, Клинический психолог Арттерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru