Найти в Дзене

Старый Сочи. Шанхай бараков «Зеленый остров»

В тридцатые годы Сочи был объявлен ударной стройкой – началась генеральная реконструкция города. Чтобы выполнить эту грандиозную задачу, в Сочи приехало много людей. Возводили «дворцы здоровья», началось строительство морского порта, жилье же считалось делом второстепенным. Чтобы как-то выйти из положения, люди начали строить бараки, хибары...

Сочи шанхай «Зеленый остров» 40-50-е годы
Сочи шанхай «Зеленый остров» 40-50-е годы

Появились настоящие трущобы, их почему-то назвали «шанхаями». Одно из таких поселений выросло в районе нынешнего кинотеатра «Спутник», точнее Комсомольского сквера. Этот «шанхай» (бараки, хибары, лужи, болото да тучи комаров) кто-то в насмешку окрестил «Зеленым островом», и название прижилось на долгие годы.

Когда-то устье реки Сочи выглядело совсем иначе, и один из его рукавов протекал примерно там, где сейчас находятся судоремонтные мастерские. Нынешний вид река приняла после того, как забетонировали ее берега. А к тому времени как на «Зеленом острове» поселились люди, работа эта была незакончена, река часто выходила из берегов и затапливала весь поселок, отчего и стояли здесь лужи.

Кинотеатр «Спутник» 1959 год
Кинотеатр «Спутник» 1959 год

В конце пятидесятых годов с трущобами решено было покончить. Бараки и хибары начали сносить. На месте нынешнего «Спутника» появилось сооружение больше похожее на сарай, но в 1962 году здание это было реконструировано по проекту архитектора Сердюкова, и открылся новый прекрасный кинотеатр.

На образовавшемся после сноса «шанхая»  пустыре, осушив болото и проведя необходимые работы, разбили сквер. Назвали его Комсомольским.  В центре – небольшой бассейн и два огромных якоря, приваренных друг к другу. Сделаны они на Воткинском заводе в XIX веке, найдены в море недалеко от Адлера, в 1967 году. По инициативе адмирала Лазарева такие якоря укладывали в морском грунте для стоянок парусных кораблей Черноморского флота.

-3

Со временем район этот действительно стал похож на зеленый остров, так что называть его прежним именем можно уже без всякой иронии.