Найти в Дзене

Принципы реставрации. №4

Дом Мошниковой (ныне Аникиных) в деревне Ямка на острове Кижи
Дом Мошниковой (ныне Аникиных) в деревне Ямка на острове Кижи

Сегодня разбираем принцип №4 – «Скользкий принцип «минимального вмешательства» в памятник».

Ранее были:

Принцип №1 - "После реставрации памятник должен быть лучше, чем до реставрации"

Принцип № 2 - "Принцип отложенных работ".

Принцип №3 – «Наш клиент – памятник»

Скользкий, потому что исключительно теоретически правильный, а практически ложный.

Начнем с того, что минимальное вмешательство начинается с «полного невмешательства», т.е. никто ничего не делает с памятником кроме профилактики и укрытия отдельных конструкций. Назовем это просто – нулевая, исходная точка отсчета минимального вмешательства. Хорошо, не вопрос. А где же тогда конечная точка минимального вмешательства? В каких границах можно определить это минимальное вмешательство и где начинается максимальное вмешательство?

Только не надо мне пенять, что задаю занудные вопросы. На стройке как? Есть вопрос – должен быть ответ. Если нет ответа, то нафиг ушел «с пляжа». Можете себе мозг в офисе конопатить сколько угодно, а на стройке нужно отвечать конкретно конкретным мужикам с топором.

Дабы решить данный вопрос при реставрации Преображенской церкви в Кижах начали с небольшого эксперимента и дословно следовать принципу. На девяти-метровом бревне сделали 11 коронок и вставок, причем удалось сохранить историческое бревно на 50%. Очень гордились.

Правда я скромно поинтересовался, если мы поставили на бревно 50% нового материала, то оно теперь всё еще старое или уже новое? Это опять же к вопросу о границах вмешательства.

Молва гласит, что новодел начинается, если заменено 40% исторического материала. Типа после этой цифры памятник уже не памятник. Короче, попали в теоретическую ловушку и обратились за советом к экспертам ЮНЕСКО с этим бревном несчастным.

Эксперты ЮНЕСКО, 2011
Эксперты ЮНЕСКО, 2011

Приехали эксперты, внимательно всё посмотрели, в том числе и бревно, которое было им представлено с определенной помпой, типа посмотрите какие мы молодцы и максимально сохраняем исторический материал.

Поцокали языками эксперты, ай-яй-яй.

Что не так?

Говорят эксперты, мол плотники у вас отличные, хорошо бревно починили, но вот с мозгами у вас явный дефицит. И спрашивают дальше, откуда у нас такие чуднЫе мысли о максимальном сохранении материала?

Откуда откуда, во-первых, не мысли, а мысль (других и не было), а во-вторых, че не нравится то?

Эксперты ЮНЕСКО работают с коллективом музея "Кижи", 2011
Эксперты ЮНЕСКО работают с коллективом музея "Кижи", 2011

Парни из ЮНЕСКО оказались непробиваемые и спокойно объяснили ситуацию. Суть следующая – кроме максимального сохранения есть еще такие понятия как: эстетика восприятия памятника после реставрации, работа элемента под нагрузкой и т.д. и т.п. В сухим остатке – им принцип максимального сохранения не важен, принимайте для себя принцип максимально возможного сохранения на свое усмотрение. И еще посоветовали данное бревно обратно в сруб не ставить.

Понятно без слов, идет дискуссия
Понятно без слов, идет дискуссия

Парни молодцы, и теорию знают и практику. Не стали заморачиваться теорией реставрации, а рекомендовали сделать красиво и крепко, а максимально сохранить элементы в тех местах, где это уместно и возможно. На том и порешили.

Общее состояние сотрудников музея, после общения с экспертами ЮНЕСКО
Общее состояние сотрудников музея, после общения с экспертами ЮНЕСКО

Следующий пример более печальный и радостный одновременно. Есть на острове Кижи часовня в деревне Васильево. Бревнышки сруба данной часовни износились временем в хлам и нужно было менять 70% исторического материала. Явный перебор для реставрации, но это было очевидно. Вышли из ситуации просто – сделали консервационную деревянную обшивку и замену всего 30% материала. Однако, данное решение далось не просто, т.к. музей «Кижи» сформировал архитектор Александр Викторович Ополовников, который считал обшивку смертным реставрационным грехом и «раздевал» все памятники подряд по всему Северо-Западу.

часовня до реставрации
часовня до реставрации

Если коротко об А.В. Ополовникове – очень авторитетная личность даже сейчас, имеет массу апологетов и его решения до сих не критикуются (тихо на кухне можно покритиковать). Один из апостолов реставрационного сообщества России. И вот против такой личности пойти очень сложно. Да, сейчас музей уже 70 лет живет по архитектурной концепции Ополовникова и будет жить еще дальше.

Часовня после реставрации
Часовня после реставрации

Если подводить итог по данной теме, то не обойтись еще без одного замечания. Древесина (строительный материал) подвержена очень быстрому разрушению, тем более в нашем карельском климате. Порой говорить о минимальном вмешательстве то же самое, что говорить «не постоит еще немного, потом на дрова распилим». Наши дедушки так не поступали, они – ремонтировали, поновляли, заменяли, достраивали, обшивали, красили и т.д. и т.п. Именно поэтому постройки дожили до нашего времени. Всё остальное от лукавого.

Часовня при царе-батюшке, еще до всяких реставрации и музея
Часовня при царе-батюшке, еще до всяких реставрации и музея

За сим считаю принцип «минимального вмешательства» теоретически полезным, но практически не выполнимым в определенных обстоятельствах. Скользкий принцип, кабинетный.

Поэтому его надо знать, равно как надо знать и прочую теорию. Ни в коем случае не следовать ему буквально и дословно, применять в последнюю очередь. В рейтинге реставрационных принципов его бы следовало разместить в самом конце и вынимать на свет божий только в случае крайней нужды.

Всем всего светлого и ясного. Минимального вмешательства в ваши реставрационные дела).