Найти тему

Принципы реставрации. №3

Дом Мошниковой (ныне Аникиных) в деревне Ямка на острове Кижи
Дом Мошниковой (ныне Аникиных) в деревне Ямка на острове Кижи

Сегодня разбираем принцип №3 – «Наш клиент – памятник».

Ранее были:

Принцип №1 - "После реставрации памятник должен быть лучше, чем до реставрации"

Принцип № 2 - "Принцип отложенных работ".

После публикации первого принципа мне был задан хороший вопрос:

Александр Сергеевич, понятие "лучше" довольно обширное, было бы хорошо разъяснить - для кого? Для архитектора, для чиновника, для пользователя, для обывателя, для искусствоведа... или даже для самого памятника.

Поясняю. Тут все очень логично и из логичного появляется «золотой» принцип, который нужно бы поставить на первое место. Для начала разберем народ по персоналиям, маленький психоанализ.

Для архитектора понятие «сделать лучше» не совсем корректно, т.к. архитектор это своего рода «доктор» к которому обращаются за помощью и просят поновить объект. Само понятие архитектор-реставратор (архитектор-восстановитель) предполагает, что по итогу работы данного спеца объект будет лучше, чем до его работы. Но так бывает не всегда. Некоторые архитекторы видят не памятник, а себя в памятнике. Этакий вариант удовлетворения творческих амбиций. Архитектор – человек опасный, но не безнадежный.

Петр Дмитриевич Барановский. Портрет умного человека, видно сразу. Фото из инета, очень понравилось фотография, хотя к тексту прямого отношения не имеет.
Петр Дмитриевич Барановский. Портрет умного человека, видно сразу. Фото из инета, очень понравилось фотография, хотя к тексту прямого отношения не имеет.

Для заказчика понятие «сделать лучше» означает – сделать быстрее, дешевле, качественнее и без сильной головной боли. Тупиковый путь реставрации (стройки, ремонта и т.д. и т.п.). Реставрация есть наука, а не кубометры обработанного и уложенного материала. Заказчик – человек конкретный, примитивный, но решительный. Иначе вся реставрации встанет и не будет двигаться. Основной инструмент работы заказчика – волшебный пендаль исполнителям, в частности, архитекторам.

Редкий случай! И чиновник (Министр культуры РФ Ольга Любимова) и заказчик (директор музея "Кижи" Елена Богданова) на объекте реставрации. Очень приятно видеть такую хорошую комиссию на объекте реставрации. Презентация проекта реставрации прямо объекте.
Редкий случай! И чиновник (Министр культуры РФ Ольга Любимова) и заказчик (директор музея "Кижи" Елена Богданова) на объекте реставрации. Очень приятно видеть такую хорошую комиссию на объекте реставрации. Презентация проекта реставрации прямо объекте.
Тот же ракурс, но год спустя.
Тот же ракурс, но год спустя.

Министр культуры РФ на этом же объекте летом 2023 года. Приятно видеть чиновников такого ранга в обычном крестьянском доме.
Министр культуры РФ на этом же объекте летом 2023 года. Приятно видеть чиновников такого ранга в обычном крестьянском доме.

Для чиновника понятие «сделать лучше» – то же самое, что для заказчика. Чиновник тот же заказчик, только чином выше. Есть нюансы, но суть не меняется.

Для пользователя понятие «сделать лучше» - сделать комфортнее, красивее, ликвиднее и чтобы потом можно было за объектом не ухаживать, а просто пользоваться без приложения каких-либо усилий. Однако, все эти требования можно отнести к новому строительству. Само понятие «памятник» предполагает, что он был построен не по современным нормам и очень часто эти нормы конфликтуют с тем объектом, что реставрируем. Условно говоря, может быть очень низкая входная дверь в памятнике (это очень исторично), а пользователю очень жалко свой умный лоб, который вечно ударяется об верхний косяк двери. Все правильно, ведь раньше чем зайти в дом (или в церковь) нужно было наклониться и перекреститься на икону. Таки дела, памятники они либо восстанавливают память, либо бейтесь об косяк.

Типичная небольшая дверь и маленький рост людей сто лет назад. Но все равно надо было наклоняться, двери делали совсем не такие как сейчас, не двухметровые
Типичная небольшая дверь и маленький рост людей сто лет назад. Но все равно надо было наклоняться, двери делали совсем не такие как сейчас, не двухметровые

Для обывателя понятие «сделать лучше» очень сложно. Памятников по всему миру очень много и можно выбрать на свой вкус и цвет. Французам нравятся Кижи, русским нравится Версаль. Ç'est la vie (фр. «такова жизнь» или «это жизнь»)

Для искусствоведа понятие «сделать лучше» не корректно, т.к. ни один искусствовед ничего не отреставрировал ни разу в жизни. Просто нет предмета для разговора. Искусствовед похож на обывателя, только со специальным образованием. Иногда полезен, иногда крайне вреден, порой очень гибкие личности.

Однако, всех вышеперечисленных персонажей объединяет одно – время. Человек не вечен, а его активная фаза жизни еще короче. В магазине это называется не иначе, как срок годности. Например, сегодня ты заказчик (директор), а завтра ты сиделец. Был у нас такой директор, срок годности – 2,5 года. Гарантийных обязательств у человека нет вообще, типа сменил должность и уже не отвечаю ни за что. Знакомо?

В отличие от человека все памятники находятся в категории «вечность». Например, Преображенская церковь в Кижах стала официальным памятником архитектуры в 1920-х годах и с тех пор охраняется государством. Представляете сколько директоров, чиновников, заказчиков, архитекторов сменилось за 100 лет?

Поэтому, нельзя делать реставрацию под «человека», у которого ограниченный срок годности, надо делать реставрацию только под «памятник», под категорию «вечность». Однако, человек так устроен, что желает сам остаться в истории и внести нечто свое в «вечность», это вполне объяснимо и понимаемо. Поэтому вся архитектура у нас «народная» и памятники немного видоизменяются, так скажем. Главное – чтобы народ развлекался в определенных рамках и сильно за них не выходил.

День реставраторов на острове Кижи, для которых клиент - памятник
День реставраторов на острове Кижи, для которых клиент - памятник
Главный архитектор Рахманов Владимир Степанович
Главный архитектор Рахманов Владимир Степанович

Принцип «наш клиент – памятник» всегда озвучивал наш учитель Рахманов Владимир Степанович, правда, без объяснения причин. Как великий архитектор старой советской школы он знал толк и суть, но к сожалению ничего не написал на бумаге, вся информация передавалась устно. Вот, немного фиксирую его золотые слова и пытаюсь объяснить, почему в реставрации нельзя ориентироваться на людей, а только на сам объект. Надеюсь вы всё поняли.

Всем всего светлого и ясного!