Россияне давно привыкли к тому, что любые мировые события всегда приводят к росту стоимости топлива на отечественных заправках. Сейчас наблюдается очередная волна: 95-й начал дорожать у оптовиков еще в прошлом месяце, а сейчас за ним вверх поползли цены и на 92-й. Каких ценников ожидать на АЗС? И почему все это происходит?
У аналитиков ответы на подобные вопросы всегда есть. Как известно, ФАС разработала документы об увеличении нормативов продажи нефтепродуктов на бирже и предложила повысить их: для бензина – до 13%, а для дизельного топлива – до 9,5%. Именно это, по мнению аналитиков, и повлияло на скачок котировок Питерской сырьевой биржи. Они выросли до 60,758 тыс. рублей за тонну АИ-92, до 66,646 тыс. рублей за тонну АИ-95 и до 53,481 тыс. рублей за тонну летнего дизельного топлива. Кроме того, ФАС активно исследует действия отдельных нефтяных компаний на предмет соответствия антимонопольным требованиям. В довершение всего, идет речь о возможности ужесточения критериев экспорта топлива.
В общем-то, многое понятно и без аналитиков. Укрепление курса основных валют к падающему рублю, то есть рублевая инфляция, вполне объясняет наблюдаемый эффект. Имеет место и спекулятивный ажиотаж на биржевых торгах. Отметим, также, что экспорт бензина сегодня падает, а поскольку с приходом осени компенсацию нефтяникам за сдерживание цен планируют снизить вдвое, можно предположить, что рост оптовых цен продолжится и в дальнейшем. Хочется надеяться, что он будет относительно небольшим, так как как ФАС рекомендовал нефтяным компаниям все-таки увеличить поставки бензина на внутренний рынок. С начала 2023 года они сократились на 8%.
Уменьшение упомянутой компенсации нефтяным компаниям – это фактор, напрямую влияющий на рост оптовых биржевых цен. Цель этой меры – приведение выплат в соответствие с экономической ситуацией и экспортными поставками. После запрета на прямые поставки топлива из России в Европу экспортная стоимость снизилась. Поэтому правительство предлагает сократить объём выплат для достижения равновесия и во избежание дефицита.
Очевидно, что для многих солидных нефтеперерабатывающих компаний экспорт бензина выгоден: виновата слабость национальной валюты. А рост объёмов экспорта неизбежно давит на внутренний рынок. Поэтому Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба требуют, чтобы нефтяники увеличивали продажи топлива на бирже. Однако, при росте цен на бирже, компании делают корректировку на инфляцию. Итог мы видим.
Аналитики считают, что в ближайший период времени серьезных колебаний биржевых цен ожидать не стоит. Розничные цены через неделю по идее тоже не должны поменяться, хотя в итоге и подтянутся к биржевым. Сдержит ли их ФАС, сказать сложно. А если отбросить все вышесказанное, то рассуждать можно проще. Каждый год цена на бензин подпрыгивает у нас примерно на 7%. Поэтому, для грубых прикидок, можно к действующим ценам на топливо прибавлять около 0,5 – 0,7 % каждый месяц. И это касается не только бензина, но и солярки, которая, несмотря на меньшую оптовую стоимость, на АЗС стоит дороже 95-го.
Что еще почитать:
Почему в СССР солярка стоила дешевле бензина, а теперь все наоборот?