В собрании Государственного исторического музея хранится интересный экспонат - подсаадашный нож. Рукоять у него нефритовая, клинок стальной, а насечки золотые. «Подсаадашный» в данном случае не тип оружия, а место ношения – сбоку на поясе, под саадаком. Этим татарским словом на Руси называли чехол для лука или даже целый комплект, состоящий из лука в чехле-налуче и колчана со стрелами.
Подсаадашные ножи использовались на Руси в XVI веке, а то и раньше. Они предназначались для нанесения колющих ударов и, благодаря своему длинному узкому клинку, могли проникать через кольца байданы или кольчуги. Единого типа этих ножей не было, встречались и слегка выгнутые, и прямые, но все узкие и длинные.
Интересный момент. На клинке из музея имя владельца указано было не полностью. Надпись гласила «Нжъ княжъ Ивановъ Ивановича лета 7043». А дальше шла молитва Богородице на греческом языке. Судя по надписи, нож принадлежал некоему князю Ивану Ивановичу, а сама надпись датируется 7043 годом от сотворения мира, т.е. 1535 г. от Рождества Христова. Кем был владелец ножа?
Кандидат исторических наук Евгений Пчелов установил, кто из русских князей в 1533 году носил такое имя и отчество. Обладателей этого сочетания оказалось полтора десятка человек. Тогда историк исключил тех, кто не особо продвинулся по службе, и оставил только тех, кто входил в состав Государева двора. Это были Иван Турунтай Пронский из рязанских князей, Иван Барбашин из суздальских князей, Иван Белевский из черниговских князей и князь Иван Кубенский из ярославских князей. Первые трое служили на воеводских должностях, а вот четвёртый непосредственно при великокняжеском дворе. Он был боярином, кравчим и дворецким государя. Вдобавок, князь Кубенский приходился близким родственником московским Рюриковичам, он был троюродным братом Ивана IV по линии углицких князей. Это обстоятельство поначалу помогало в карьере князя Кубенского, но впоследствии привело его на плаху. Он был ложно обвинён в подготовке восстания новгородских пищальников и ровно 477 лет назад , 21 июля 1546 года, казнён по приказу Ивана Грозного.
Кубенские – одна из старших ветвей ярославских Рюриковичей, потомки ярославского удельного князя Василия Васильевича. Владели частью Кубенского озера с рекой Кубеной (нынче территория Вологодской области).
Интересно, что в собрании Оружейной палаты хранится серебряный ковш князя Кубенского, попавший в казну в числе изъятых после казни вещей. Надпись на нём почти аналогичная: «княж Ивановъ Иванович Кубенъского». Так что от этого рода ярославских Рюриковичей осталось хотя бы два предмета.