В этом году исполнилось 70 лет портальной сварочной машине, разработанной калининскими вагоностроителями. Изобретение стало событием для всей машиностроительной отрасли страны, а посмотреть на чудо-аппарат приезжали даже из-за границы
После перехода на выпуск цельнометаллических пассажирских вагонов прежние технологии сварочных работ больше не годились. Тонкие стальные листы и гнутые тонкостенные профили таких вагонов требовали другого подхода – более «изящного». Что же делать?
Группа новаторов во главе с инженерами и конструкторами Александром Мейером, Павлом Панкратовым, Иваном Постновым изучает опыт Ленинградского завода по эксплуатации машин зарубежной фирмы и берет на вооружение рекомендации Института сварки имени Патона. Главная задача – создать полуавтоматический аппарат контактной сварки, с которым будет работать один человек.
Расчеты калининских вагоностроителей оказались верными – изготовленная машина полностью оправдала все самые смелые ожидания. Примечательно, что первой на портале стала работать женщина-сварщица Екатерина Бозякова. Настолько он был удобным в применении.
Портальную машину постоянно совершенствовали. Так, сначала к ней добавилась установка для приварки дуг крыши, затем установки для сварки боковых стен вагона и настила пола. Посмотреть на калининские порталы приезжали со всей страны и даже из-за рубежа. В 1956 году машина демонстрировалась в Москве на ВДНХ и получила почетную грамоту.
Эти машины позволили создать поточную линию сварки основных узлов вагона и добиться механизации самых трудоемких работ, – так оценили новый электросварочный агрегат специалисты.
Уже в 1953 году механизированным способом удавалось производить сварку 13200 точек на каждом кузове вагона. Благодаря новой технике, в цехе высвободилось не менее 50 сварщиков, уменьшились трудовые затраты на 55 часов по каждому вагону.
Материал подготовила Юлия Калинина