("Канал", The Channel, 2023, США)
Уильям Кауфман - опытный режиссер современного B-movie, пусть даже само оно и утратило в 21 веке своё хулиганское очарование 90-х. А если и "генерирует" порой культовые вещи, то бомбического шума они не вызывают, и своих создателей, в отличие от тех же "девяностников" Тарантино и Родригеса, иконами жанра не делают. Ну разве только иконками - такими, что некоторые водители себе на приборную панель лепят, не более.
Кауфман, к сожалению, до сих пор ни одной сколько-нибудь культовой вещи так и не снял, даром что мужик он не бесталанный. А двумя его задокументированными заслугами на ниве "бэшных" боевиков, - да и то чисто субъективными, - надо считать 1)...
...Две заслуги Уильяма перед B-movie, которые, впрочем, легко и не заметить, состоят в следующем.
1) Он продолжает регулярно давать работу Джонни Стронгу. Который, начав было карьеру в высшей актерской лиге ("Мерцающий", "Форсаж", "Убрать Картера", "Падение Черного Ястреба"), затем вдруг ударился в рок-музыку и производство авторских ножей, но в начале 2010-х решил снова вернуться в кино. И теперь Стронг главгеройствует, считай, в каждом втором кауфмановском фильме - и мало где снимается еще.
2) Кауфман - тот редкий творец боевиков, кому удалось максимально раскрыть актерский потенциал Дольфа Карловича Лундгрена. Что, как известно, задача нелегкая и решаемая кем-нибудь, от силы, раз в пятилетку. А то и реже. Так вот, Уильям ее решил, и Дольф в "Узнике" сыграл у него, пожалуй, одну из лучших и ярких своих ролей.
В новом его боевике "Канал" (дюже странное название, честно говоря) ни Стронг, ни Лундгрен не играют, да и претензии на "культовость" фильм тоже, увы, не предъявляет.
Тем не менее добротно-качественный Б-уровень Кауфмана четко выдержан и здесь, и для однократного вечернего киноотдыха "Канал" более чем пригоден. А сыгравшие главгероев, братьев-грабителей Джейми и Мика, Клейн Кроуфорд и Макс Мартини комфортно чувствуют себя в образах ветеранов-спецназеров, благо и тот, и другой исполняли аналогичные роли уже не раз. В том числе на пару в одних и тех же фильмах: "Спектральный", "Великий рейд".
С чего же вдруг, казалось бы, законопослушные нью-орлеанцы Джейми и Мик перестали быть паиньками?
Да по самой банальной из всех причин: много-много денег понадобилось; зачем именно - финальная интрига, которую я не раскрою. Поэтому, сколотив банду из таких же, как они, армейских ветеранов, братаны решили ограбить банк. Но не нахрапом первый попавшийся, а с умом и рекогносцировкой - тот банк, где гарантированно будет в урочный день много "налички". И к системе сигнализации которого грабители тоже смогли получить доступ своими грязными ручками.
Одному только не придали значения вроде бы смекалистые и осторожные Джейми и Мик: тому факту, что один из членов их банды накануне ограбления куда-то сгинул. И пошли они "на дело" без него, благо, всё у них было уже схвачено, подкуплено и на мази.
Между тем, пока грабёж протекал, казалось бы, как по нотам, к банку, словно бухарики с утра к алкомаркету, уже подтягивались SWAT и иные хмурые люди с полицейскими значками и "пушками". А всё потому что пропавший вчерась кореш грабителей взял, да и выдал полиции все их сокровенные планы. И теперь, стоило лишь им выйти на улицу, они рисковали очутиться на прицеле у двух десятков копов с чешущимися на спусковых крючках пальцами.
Да, собственно, именно этим триумфальный выход грабителей из дверей банка и обернулся - чешущиеся у всех пальцы не выдержали и дрогнули.
И вот, выстрел за выстрелом, очередь за очередью, прямо в центре города разразилась жестокая пальбуха почти в майкл-манновском стиле. Только, разумеется, с поправкой на скромный бюджет "Канала". Хотя, сказывают, будто пострелушки в нём тоже ставил не профан с водяным пистолетиком, а некий легендарный (эпитет не мой, а IMDb) "морской котик" Скотт Филлипс; он же снялся и в роли одного из "сватовцев".
Впрочем, право судить объективно о крутизне/фиговости этих огнестрельных сцен я оставлю вам-экспертам. А от себя лишь добавлю, что сработана здешняя "боёвка" по-кауфмановски дравово и жёстко. Почти как в его же "Грешниках и святых", а там, кто помнит, Джонни Стронг и его оппоненты тоже устраивали между собой напряженный обмен пулями.
В итоге случилось то, о чем я сыронизировал в заголовке обзора.
Стоило лишь Мику вновь очутиться под огнём, как его "кукуха" тотчас вспорхнула и улетела. К счастью, лишь у него одного. К несчастью, когда Джейми смог наконец-то уговорить брата остыть и перейти к отступлению/бегству, они успели наворотить уйму "мокрухи", равно как и сами потеряли кое-кого из корешей.
Ну а далее для одного наполовину рехнувшегося и другого, более-менее адекватного, братьев начинается долгая-долгая ночь. Насыщенная лихим выживанием и попытками сохранить нечестно заработанные баксы. Те, что для полного грабительского счастья требовалось сначала "отмыть". Но как это сделать, когда озверелые копы со всего города устроили на тебя облаву, а местные банды, зная твое бедственное положение, готовы содрать с тебя за "отмыв" просто грабительские проценты?
***
В общем, сколько бы блокбастеров жирных и разных я порой ни смотрел, а всё равно приятно один вечерок в году уделить творчеству старательного ремесленника от B-movie Уильяма Кауфмана. Тем более, что он вроде бы еще ни разу меня не разочаровывал - пусть при этом и в восторг не приводил, но как бы то ни было.
Не разочаровал Кауфман и сегодня. Его свеженький "Канал" снят в кроваво-мрачном духе одной из лучших его работ "Грешники и святые", а значит игнорировать столь приятный сюрприз я не мог при всём желании.
Что же касательно вас, то ваше знакомство с новинкой от Кауфмана - дело, ясен "глок", сугубо добровольное. Однако всем любителям горяченьких криминальных боевиков нацелить на неё ваши тепловизоры тоже было бы не зазорно.
Трейлер фильма: