Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 1. Предыстория дворца и планировка.
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 2. Интерьеры. Было/стало.
В 1845 году Николай I сделал Марии Николаевне свадебный подарок. Специальным указом императора дворец стал называться “Мариинским”. Сам Николай I почти каждый день ходил из Зимнего дворца в Мариинский, чтобы увидеться с дочерью и первым внуком, которого в честь деда назвали Николаем.
В столице Российской Империи появился новый центр великосветской жизни. В Мариинском дворце проводились балы, маскарады, музыкальные вечера. И даже были концерты, на которых музицировали представители знати. Польский граф Матвей Виельгорский был прекрасным виолончелистом и периодически устраивал музыкальные вечера во дворце. В.А. Соллогуб специально для дворцовой постановки сочинил комедию “Чиновник”.
Хозяева дворца играли значительную роль в государственной жизни России. Великая княгиня Мария Николаевна унаследовала волевой характер Николая I. Еще в детские годы она сказала отцу: “либо я никогда не выйду замуж, либо буду жить с мужем в Петербурге”. Обычно царские дочери уезжали из России после замужества.
Женихом Марии Николаевны стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Он приходился внуком Жозефине Богарне. Герцог согласился переехать в Россию, но не все были рады такому браку. Считали, что Романовы не должны были вступать в брак с членами семьи, причастной к Наполеону. Николай I заставил герцога отказаться от всего имущества в Германии и поступить на русскую службу.
В России герцог тоже не мог иметь никакого имущества. Именно поэтому дворец был записан на Марию Николаевну и именовался ее именем.
По легенде на одном из балов Марию Николаевну представили как герцогиню Лейхтенбергскую. От этого Николай I пришел в бешенство и сказал, что она в первую очередь русская княгиня, а не какая-то герцогиня Лейхтенбергская.
В Санкт-Петербурге Максимилиан активно занимался общественной научной деятельностью. Он долгое время возглавлял Академию Художеств. Он был управляющим Горным институтом, интересовался наукой (электричеством).
Также он активно занимался гальванопластикой - процессом электролиза, с помощью которого делали копии античных скульптур. Они были черного цвета и полые внутри. Герцог сначала сделал небольшую лабораторию в Зимнем дворце, а затем построил завод, где позже изготавливались скульптуры для Исаакиевского собора. Он даже изготавливал паровозы для первой железной дороги.
Максимилиан Лейхтенбергский оставил о себе очень теплые воспоминания современников. Он был большим благотворителем. При его попечительстве была открыта первая в Европе бесплатная лечебница для приходящих бедняков. Это лечебница до сих пор называется “Максимилиановской”.
Герцог оставался католиком. Но по условиям брачного контракта его дети должны были быть крещены в православии. Дети кроме титула герцогов Лейхтенбергских получали еще титул князей Романовских.
Благодаря Максимилиану в Санкт-Петербурге появилось первое католическое кладбище. Но открыто оно было уже после смерти герцога, в 1856 году.
В 1852 году в возрасте 35 лет Максимилиан скончался. Марии Николаевне на тот момент было 33 года. В браке у них родилось семь детей. Говорили, что в семье она была главной. В обществе она вела себя по-мужски, курила сигары.
Через год после смерти Максимилиана она вышла замуж вторично. Ее супругом стал граф Г.А. Строганов, роман с которым начался еще при жизни герцога. От него она родила сына Георгия. По легенде Максимилиан Лейхтенбергский про этого ребенка сказал так:
“признаю своим, но в пиру не участвовал”.
Венчалась они тайно, так как по указу Павла I такой брак считался морганатическим и мог быть разрешен только с указа императора.
Через полтора года после их свадьбы Николай I умер, так и не узнав о браке дочери. После его смерти был созван семейный совет, на котором мать Марии Николаевны Александра Федоровна сказала следующее:
“Я думала, что со смертью супруга испытала горе в самой горькой форме. Но теперь знаю, что может быть горе еще более жестокое - быть обманутой собственными детьми”.
По решению совета Александр II узаконил этот брак с условием, что Мария Николаевна не должна показываться на людях со своим мужем. Строганову дозволялось жить во дворце только в качестве личного секретаря. Отец Строганова тоже был против этого брака, он сказал следующее:
"По мне, так уж лучше бы он выбрал кухарку, Строгановы рождены, чтобы служить России и дому Романовых, а не жениться на великих княгинях".
Супруги были возмущены таким отношением. Они понимали, что их брак никогда не сможет стать полноценным. Они купили виллу во Флоренции и стали там проводить практически все время. Там родились и двое их детей (официальных).
Иногда Мария Николаевна бывала в Санкт-Петербурге. После смерти первого мужа она была президентом Академии Художеств. Кроме того она была председателем общества поощрения художеств. Для этого общества она даже пожаловала несколько комнат в Мариинском дворце для занятий. А затем она добилась чтобы обществу было предоставлено полноценное здание на Большой Морской улице. Кроме того, она подарила всю свою художественную библиотеку и предметы искусства для музеев общества.
В 1859 году Мария Николаевна участвовала в установке памятника своему отцу перед Мариинском дворцом. Его постамент украшают четыре аллегорические женские фигуры. Им приданы черты супруги императора Александры Федоровны и трех дочерей: Александры, Марии и Ольги. Мария Николаевна символизирует силу.
Мария Николаевна скончалась 9 февраля 1876 года в Мариинском дворце после долгой тяжелой болезни. Вскоре умер ее второй муж граф Строганов.
Дворец перешел детям Марии Николаевны от первого брака. Когда Мария Николаевна умерла, дочери Марии и Евгения уже были замужем. Старший сын Николай в 1868 году был лишен всех прав на состояние и выслан из России (он вступил в брак с Надеждой Анненковой, у которой была очень дурная репутация). Младший сын Сергей погиб спустя год после смерти матери во время русско-турецкой войны. Владельцами дворца стали два сына - Евгений и Георгий Лейхтенбергские.
Содержать дворец братьям было тяжело. Они жили на широкую ногу, проматывая состояние. Владельцы дворца стали вести переговоры о его продаже. Половцов вспоминал, что во дворце хотели устроить огромный кабак. Но Александр III воспротивился этой идее. В 1884 году Мариинский дворец перешел в казну и стал собственностью государства.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Часть 4. Политическая жизнь дворца
И обязательно ознакомьтесь:
Дворец "Коттедж" в Александрии. Где была счастлива императрица Александра Федоровна?
Как строили Исаакиевский собор в Петербурге?
Усадьба "Знаменка" в Петергофе. Знаменский дворец
Бельведер в Петергофе. Великолепный дворец в Луговом парке.
Усадьба "Михайловка". Михайловская дача в Петергофе.
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых