Найти в Дзене
Живопись

Художник Диего Веласкес: картина перевертыш

Оглавление
«Менины» Диего Веласкеса по праву считаются одним из самых известных произведений мирового искусства. Величайшим шедевром его сделало не только мастерство автора, но и сюжет – притягательный, полный противоречий, скрытых смыслов и символов. Поэтому полотно называют «порталом в другой мир», оптическим фокусом и загадкой без правильных ответов.
Диего Веласкес, «Менины», 1656, холст, масло. 318 × 276 см, Прадо, Мадрид
Диего Веласкес, «Менины», 1656, холст, масло. 318 × 276 см, Прадо, Мадрид
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656

Это картина — парадокс

На которой испанская принцесса Маргарита Тереза совсем не похожа на изображения королевских особ, выполненные по строгим канонам дворцовой портретистики. Инфанта в центре, в круге света – маленькая девочка во взрослом платье, нежное и капризное создание. Вокруг нее суетятся фрейлины, за спиной сплетничают придворные, важно надувает щеки карлица-няня. Все в движении, и только огромный мастиф равнодушно дремлет, не обращая внимания на шалости мальчика-шута.

Диего Веласкес, «Менины», 1656, фрагмент
Диего Веласкес, «Менины», 1656, фрагмент

Это картина-перевертыш

в которой Филипп IV и Марианна Австрийская, чей портрет на самом деле пишет Веласкес, лишь отражаются в зеркале на стене. Именно на них смотрит девочка, слуги и сам художник. Он с кистью и палитрой, но лет на 15 моложе, чем на самом деле. На его груди орден Сантьяго, которым его еще не наградили.

Автопортрет художника, фрагмент Диего Веласкес, «Менины», 1656
Автопортрет художника, фрагмент Диего Веласкес, «Менины», 1656

Это картина-протест

Где симпатичные Веласкесу персоны – полные очарования и грациозности инфанта и ее служанки – находятся на свету, а злопыхатели придворного живописца еле различимы в полумраке комнаты. Художник равнодушен к козням завистников, также как умудренный жизнью пес – к мальчишке, который пытается его разозлить.

Диего Веласкес, «Портрет инфанты Марии Терезии»
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Марии Терезии»

Это картина-признание

В искренней симпатии к маленькой девочке – будущей императрице Священной Римской империи, в которой Мастер видит лишь очаровательную белокурую модель. В преданности к королевской чете, которой он служит также верно, как испанский мастиф.

Диего Веласкес, «Портрет инфанты Марии Терезии», 1652-53. 127 х 99 см, Музей истории искусств
Диего Веласкес, «Портрет инфанты Марии Терезии», 1652-53. 127 х 99 см, Музей истории искусств

Это картина-шутка

Диего Веласкес, «Менины», 1656, фрагмент
Диего Веласкес, «Менины», 1656, фрагмент

Придворному шуту дозволяется пинать собаку принцессы, говорить и делать то, за что другие поплатились бы жизнью. Так и гениальному художнику даруется право нарушать правила, экспериментировать, рисовать себя рядом с инфантой и создавать шедевры, пережившие своего автора на века.

Диего Веласкес, «Себастьян де Морра, сидящий на земле на простом фоне, дает портрету психоанализ негодования Де Морры на собственную природу», около 1644, холст, масло, 106,5 × 81,5 см
Диего Веласкес, «Себастьян де Морра, сидящий на земле на простом фоне, дает портрету психоанализ негодования Де Морры на собственную природу», около 1644, холст, масло, 106,5 × 81,5 см

Автор: Живопись. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Почитать еще: