Обе картины — творения кисти юного Микеланджело Меризи да Караваджо. Уже состоявшегося в качестве мастера жанровой сцены, но ещё не вставшего на путь сильных контрастов и неприглядного мрака по фону. Ещё очарованного идеями голландских мастеров повседневности, но уже начавшего искавшего собственное творческое «Я» в хрупком балансе меж театральностью подачи и достоверностью сюжета.
Тот факт, что время и обстоятельства пощадили оба эти полотна (по крайней мере в той степени, которая позволила сохранить их в пригодном для реставрации состоянии) — невероятная удача. Написанные с разницей всего в пару лет, они наглядно демонстрируют перемены, происходившие в уме и душе молодого гения. Мы с Вами имеем возможность проследить самые первые, а значит — самые важные шаги Караваджо навстречу созданию великого и ужасного течения il tenebrismo. Стиля борьбы и единства света и тьмы, навсегда изменившего историю европейской живописи...
Сюжет картин (как видите, здесь он — один на двоих) ясен и прост. В своём прямом прочтении картина повествует о том, как богатый юноша, возжелавший воспользоваться услугами гадалки, вот-вот лишится кольца. Одно ловкое, слитное движение девичьих пальчиков — и ювелирное изделие сменит владельца. Быстро и изящно, «без шума и пыли»©.
В иносказательном смысле художник предостерегает нас, своих зрителей, от попыток заглянуть в будущее, поиграть с Судьбой, вмешаться в Божественный Промысел. На этом уровне дискурса картины являют собою философское рассуждение о превратностях бытия и тех законах, по которым оно неизменно работает. Занятно, но вполне типично для своего времени и исторического места.
Типичным было и то свето-пространственное решение, к которому художник прибег при создании ранней версии произведения. Той, что ныне хранящаяся в римской Пинакотеке. Мягкие тона и деликатные тени не осмеливаются нарушать симметрию композиции. Героями произведения, их одеяниям и окружающему интерьеру достаётся почти что поровну солнечного света, и оттого вниманием зрителя скорее завладеют роскошные текстуры ткани, нежели мимика и пластика моделей. Которые, к слову, чудо как хороши! Вот только не справляются с возложенной на них ролью...
Вторая версия картины, хранящаяся в Лувре, нарочно представляет дворянина и гадалку более статичными фигурами. Лишает сценку части прежней динамики. Зато теперь разрушение равновесия композиции за счёт асимметричных светлых полос и отчётливых косых теней более чем очевидно! Теперь образ юноши буквально купается в солнечном сиянии, в то время как лицо мошенницы, движения её проворных пальцев, да и вся фигура в целом ощущаются куда более смутно, размыто. Художник будто бы отодвигает её на задний план композиции. Не остается сомнений, что целью мастера являлась отнюдь не демонстрация аудитории факта похищения кольца, а акцентуация её внимания на образе героя. Более того: неуютные контрасты, множество пересекающихся косых линий, смешение света и тени придаёт работе совершенно новое, отличное от оригинала настроение. Сквозь подражание старым северным мастерам начинает проступать индивидуальный почерк Того Самого Караваджо. Будущего гения бескомпромиссного реализма, оживающего на фоне бездонного пространства.
К слову: если у Вас, уважаемый читатель, есть желание продолжить любоваться творениями великого мастера «кьяроскуро» — добро пожаловать в раздел комментариев. Там Вы можете написать любое число от 1 до 120. В ответ мы разместим соответствующее изображение из официального каталога работ Микеланджело Меризи да Караваджо.
Приятного просмотра!
Автор: Лёля Городная