Минутка краеведения. 82 года назад, 19 июля 1941 года, в столицу Карело-Финской ССР Петрозаводск прибыли члены Политбюро, главнокомандующий войсками Северо–Западного направления К.Е.Ворошилов и член Военного совета секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов. На тот момент ситуация на фронте была близка к критической, финская Карельская армия, пользуясь подавляющим превосходством в численности, смогла прорвать советскую оборону. Ворошилов и Жданов лично объезжали советские позиции и лично наблюдали обстановку.
Вскоре по указанию главкома в распоряжение 7–й армии прибыли 272–я стрелковая дивизия и 3–я дивизия народного ополчения Ленинграда. Та самая, в которой сражались наши испанцы. (см. Испанцы в боях за Карелию).
В эти же дни Петрозаводск подвергся одному из первых налетов вражеской авиации. Об этом в своих мемуарах рассказал первый секретарь ЦК КП(б) республики Г.Н.Куприянов, яркая и неоднозначная фигура в нашей истории (Подробнее о нем в публикации ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ГЕННАДИЯ КУПРИЯНОВА).
...На рассвете завыл сигнал воздушной тревоги. Над городом появились финские бомбардировщики «Бристоль-Бленхейм», на центр города посыпались фугасные бомбы, поднялся дым от пожаров.... Куприянов выбежал из здания ЦК, вскочил в машину у подъезда и поехал на железнодорожную станцию, к поезду главкома. Однако на все уговоры пройти в бомбоубежище маршал ответил отказом: «Переждем здесь, а потом поедем по городу. А вы занимайтесь тем, чем считаете нужным сейчас». Личной храбрости этому человеку было не занимать!
А после налета Куприянов отправился к Ворошилову. Вот как он описывает реакцию маршала:
То есть столица Карело-Финской ССР в этот тяжелый день выглядела вполне достойно. А еще в своих мемуарах Геннадий Куприянов рассказал о курьезном происшествии с Ворошиловым, также наглядно характеризующим личность первого маршала:
Кстати, Климент Ефремович спасал козленка неподалеку от моего дома. Тогда этот район выглядел так:
Снимок сделан 1 октября 1941 года с дома 34 по ул. Мурманской в направление центра. Деревья немного левее водонапорной башни - это парк железнодорожников.
ПОСТСКРИПТУМ.
Герой гражданской войны Климент Ефремович Ворошилов был оболган еще в перестройку за «37 год» в армии. Да, тема тяжелая и неоднозначная. Однако уже в наше время вышла книга Андрея Смирнова «Обезглавил» ли Сталин Красную Армию?» Автор явный антисоветчик, весьма желчный, но изучая специфический вопрос боевой выучки советских войск, он привел в своей книге массу различных отчетов для «внутреннего пользования», свидетельствующих о том, что до 1937 года уровень боевой подготовки РККА был весьма невысок. Причины этого были объективные, не могла армия преимущественно крестьянской страны по мановению волшебной палочки превратиться в современную военную машину! И нарком обороны боролся с разгильдяйством значительной части военной «элиты», но - того не понимали, этого не умели и не хотели.
Вывод автора оказался парадоксальным: за 1937–1938 годы выучка командиров, штабов и войск Красной Армии отнюдь не ухудшилась, а осталась на прежнем, невысоком уровне, а в ряде случаев даже улучшилась! Например, артиллерийские и инженерные части к 1940 году уже что-то умели делать хорошо.
А что касается мифа о коннице, ставку на которую якобы делал маршал Ворошилов, то на этот счет уже давно хорошую статью написал Игорь Пыхалов, показавший, что с 1937 года количество кавалерийских дивизий сокращалось и наоборот, значительно выросли численность и оснащение танковых и механизированных войск.
Это не значит, что не было ошибок или что на своем посту Ворошилов был идеален. Идеальных людей вообще не бывает. Просто констатируем факт: Рабочий, большевик, красный командир и Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов является выдающимся героем в истории нашей страны, весьма ярким и в целом положительным.