Найти тему
Александр Степанов

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ГЕННАДИЯ КУПРИЯНОВА

Фото Геннадия Куприянова из открытых источников
Фото Геннадия Куприянова из открытых источников

Через несколько дней, 21 ноября, исполнится 117 лет со дня рождения Геннадия Николаевича Куприянова. Одного из самых выдающихся, хотя и противоречивых руководителей в истории Карелии. Человека, с которым связана большая часть короткой истории шестнадцатой союзной республики.

Человека, которого приводят в пример как жертву так называемых «сталинских репрессий». И человека, памятную доску которому в Петрозаводске на доме № 39 по улице Дзержинского, где он жил, убрали из-за того, что его подпись стояла на приговорах 1938 года.

Несколько лет назад я написал про него статью на сайте «Черника» - ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ГЕННАДИЯ КУПРИЯНОВА | Черника (mustoi.ru). Есть смысл ее здесь продублировать.

Геннадий Николаевич Куприянов родился 21 ноября 1905 г. в бедной крестьянской семье в деревне Рыло Солигаличского уезда, это нынешняя Костромская область. Работал плотником, вступил в комсомол, выучился на учителя обществоведения, потом стал партийным работником. В Ленинграде, куда его перевели, способный управленец сделал успешную карьеру.

Летом 1938 года Геннадий Куприянов становится первым секретарем Карельского обкома ВКП(б), фактическим руководителем Карелии. Осенью того же года массовые репрессии в стране сворачиваются. Руководство местного НКВД во главе с Матузенко само приговаривается к «высшей мере социальной защиты», в том числе за фабрикацию уголовных дел, многих арестованных освобождают. Аресту Матузенко поспособствовал новый первый секретарь обкома партии Геннадий Куприянов, который послал в Москву множество документов, разоблачавших деятельность Матузенко и его предшественника. Куприянов сигнализировал об «ошибках» в ходе ведения следствия, о необоснованных арестах и несправедливых приговорах. Хотя за несколько месяцев 1938 года Куприянов действительно мог что-то подписать, что ему положили на стол…

После создания союзной республики в марте 1940 года Геннадий Куприянов становится уже секретарем ЦК КП(б) Карело-Финской ССР. С началом Великой Отечественной он вошёл в Военный совет 7-й армии, затем — Карельского фронта, руководил формированием истребительных батальонов, организацией подпольной и партизанской борьбы на оккупированной территории, участвовал в обороне Карелии и в подготовке в 1944 году Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Показательно то, что главный руководитель Карелии сам дважды был ранен.

Без сомнения, после войны Геннадий Куприянов также внес большой вклад в восстановление Карелии. Но потом было «ленинградское дело», которое «зацепило» и его. Куприянов получил 25 лет тюрьмы. В 1952 году приговор смягчили до 10 лет, освобожден Геннадий Николаевич в 1956-м, после чего вернулся в Ленинград. Писал воспоминания. При этом часть из них, еще неопубликованная, весьма субъективна. Например, версия Куприянова о том, что в 1944 году существовали планы депортации карелов и он эту депортацию предотвратил, противоречит даже в деталях целому ряду имеющихся документов. Говорит она скорее о склонности к фантазии бывшего высокопоставленного руководителя.

Умер Геннадий Николаевич Куприянов в 1979 году.

Примечательны причины снятия руководителя Карело-Финской ССР в 1950 году и последующих репрессий, связанных с так называемым «ленинградским делом». Многочисленные документы об этом опубликованы. Из них выходит, что в адрес Геннадия Куприянова звучали не только политические обвинения, хотя они были главными: «в своей работе допускает факты зажима критики и самокритики товарищей, выступавших с критикой подвергал преследованиям, не вел борьбы с фактами обмана государства, сам занимался очковтирательством». И еще «создал обстановку восхваления и подхалимства в республиканской организации». Видимо, как и некоторые губернаторы нынешней Республики Карелия, излишне себя пиарил…

Но были обнаружены и факты коррупции: в 1947–1949 годах главный бухгалтер Министерства рыбной промышленности республики Вичурин проводил ревизию на Беломорском рыбокомбинате, по итогам которой прокуратура республики потребовала предать суду директора рыбокомбината Мешкова и министра рыбной промышленности Ломова. Куприянов своей властью запретил их судить, прикрыл это дело. Об этом деле стало известно в Москве. По итогам разбирательства в Москве о фактах хищений ценных видов рыбы и государственных средств директора Беломорского рыбокомбината Мешкова и министра Ломова отдали под суд, а Куприянову вынесли партийное взыскание.

Были и другие интересные факты. Скажем, некоторым карельским начальникам со склада в управлении делами Совмина выписали 56 литров этилового спирта для «технических целей». Спирт приобретался по промышленной цене, без торговой наценки и использовался на личные нужды.

Ну и конечно, очень некрасивым было поведение Куприянова во время денежной реформы 14 декабря 1947 года. Как известно, до трех тысяч рублей, хранящихся на сберкнижке, обменивались на новые деньги в соотношении 1:1. То есть держатели небольших вкладов ничего не теряли, в отличие от тех, у кого были большие суммы наличности на руках, они обменивались 1 к 10. Когда перед реформой руководителю республики пришла секретная телеграмма с информацией о предстоящей реформе, то часть приближенных Куприянова в срочном порядке внесли вклады на сберкнижку в Центральной сберкассе Петрозаводска. Внес 2 500 рублей личных денег своего начальника и адъютант Куприянова, по его поручению. Чтобы понять, о чем идет речь, надо знать, что среднемесячные зарплаты в СССР тогда были немногим больше 500 рублей.

Итак, коррупция в Карело-Финской ССР действительно была. Но с ней жестко боролись, за небольшие прегрешения самый высокопоставленный руководитель мог перейти в разряд «жертв сталинских репрессий». За несколько десятков литров спирта и несколько месячных зарплат. Выражаясь современной фразой, Андрей Витальевич Нелидов и еще некоторые другие персонажи нервно курят в сторонке…

Так кто он, Геннадий Николаевич Куприянов? Выдающийся руководитель Карелии? Не выдержавший испытания 12-летней властью человек? Один из любимцев Иосифа Виссарионовича? Жертва и позднейший обличитель Сталина?

Наверное, все вместе. Но другого руководителя Карелии в эпоху Великой Отечественной войны у капризной дамы Истории для нас просто нет. Поэтому хотя бы памятную доску в Петрозаводске Геннадий Николаевич Куприянов все же заслужил.

Флаг и герб Карело-Финской ССР
Флаг и герб Карело-Финской ССР