Найти тему
СИЛА ПРАВА

Мошенники оформили на женщину кредит по СМС на 500 000 руб., но банк заставил платить. На чью сторону встал суд?

Оглавление

Очень часто мошенники, завладев установочными данными и заветным кодом из смс-сообщения банка, оформляют на своих жертв кредиты по упрощенной (дистанционной) процедуре. 

В этих случаях жертва, как правило, узнает о случившимся слишком поздно, когда мошенникам уже удалось перекинуть деньги со счета на счет.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в большинстве таких случаев банки отказываются аннулировать “левые” кредитные договоры и требуют от своих клиентов полного погашения кредита.

Обманутые люди обращаются в полицию, но даже если там и возбуждают уголовное дело, то доказать что-то банку и избавиться от долга очень сложно.

В подобной ситуации оказалась и наша героиня, назовем ее Галина, на которую мошенникам удалось повесить довольно крупный кредит на сумму свыше полумиллиона рублей.

Как было дело?

Галина оформила на мелкие хозяйственные нужды небольшой кредит в банке, что-то около пятидесяти тысяч рублей. При этом в договоре с банком Галина согласилась на так называемое “дистанционное обслуживание”, при котором любое смс из банка с кодом имеет силу цифровой подписи, подтверждающей то или иное действие клиента.

Через два-три месяца после заключения кредитного договора Галине позвонил какой-то молодой человек, который представился сотрудником банка. В ходе разговора с ним Галине на телефон пришла смска из банка. Молодой человек попросил Галину назвать код из смс, что она и сделала.

Через несколько минут после завершения телефонного разговора у Галины появилось осознание того, что звонок от “сотрудника банка” и особенно его просьба сообщить банковский код, выглядят довольно подозрительно.

Обеспокоенная женщина позвонила в банк. Но, к сожалению, опоздала. От настоящего банковского сотрудника Галина узнала, что на ее имя был взят кредит на пятьсот пятьдесят тысяч рублей под восемнадцать с лишним процентов годовых. При этом деньги сразу же были перенаправлены на чужой счет и обналичены.

Галина написала заявление и попросила банк аннулировать этот кредит. Однако банк отказался, сославшись на то, что новый кредит был оформлен с соблюдением всех условий договора, по уникальному коду банка, который клиентка получила на свой телефон.

Тогда вечером того же дня Галина обратилась с заявлением в полицию. Там ее заявление приняли и через несколько дней возбудили дело о мошенничестве в отношении неустановленных лиц. Однако банк на это никак не отреагировал.

В итоге Галине пришлось обращаться в суд с требованием о признании кредитного договора недействительным, поскольку он был заключен обманным путем.

Что решил суд?

Суд, изучив материалы дела, полностью встал на сторону банка, аргументируя свою правовую позицию следующим образом:

● Галина подписала кредитный договор путем использования уникального смс-кода;

● код был отправлен банком на телефон Галины;

● Галина без какого-либо принуждения сообщила код неизвестному (нарушений техники безопасности со стороны банка в данной ситуации не прослеживается); 

● действия банка, связанные с выдачей кредита, не выходят за рамки условий кредитного договора (банк получил подтверждение и выдал кредит);

● возбуждение уголовного дела о мошенничестве никак не влияет на ответственность банка, поскольку со стороны кредитной организации никаких нарушений выявлено не было.

В итоге суд только подтвердил права банка. Жалобы в вышестоящие инстанции также ничего не дали. И апелляция, и кассация оставили решение суда первой инстанции в силе. И только Верховный Суд посмотрел на это дело иначе.

Что решил Верховный Суд?

Верховный Суд рассмотрел жалобу и указал нижестоящим судьям на следующие важные моменты:

● смс-код НЕ МОЖЕТ заменить собой кредитный договор, это противоречит закону;

● более того, смс-код, который пришел из банка, сопровождался сообщением, написанным латинскими буквами, что также прямо противоречит законодательству о защите прав потребителей в части необходимости предоставления информации об услуге на русском языке;

● мошенники, получив кредит, сразу же перевели всю сумму на чужой счет физлица, что явно выглядит как подозрительное действие;

● банк был должен обратить на это внимание и притормозить операцию в целях проверки ее законности;

● при рассмотрении дела суды не должны были игнорировать факт обращения клиентки в полицию и возбуждение уголовного дела о мошенничестве.

В итоге Верховный Суд отменил все решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

А вы сталкивались с подобными СМС-ками и звонками от банка?

Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал!