Найти тему
Небесные истории

Путешествие в Катар - 7. Город небоскребов. Убегающий отель

Оглавление

Март 2014 г.

Третий день был распланирован еще с вечера второго: посещение учебного центра "Катарских авиалиний", аренда машины и поездка на пляж. Мы на юге или где? Пора бы окунуть ноги в волны Персидского залива!

Особенностью этого дня стало изменение погоды - мы наконец-то увидели облака в катарском небе. Подивившись этому удивительному явлению, мы и не предполагали, какая погода придет вместе с этими завитушками. Поддавшись предрассудкам о пустынной Аравии, засевшим на подкорке, мы считали, что ливни и Катар несовместимы...

Но это я вперед забегаю. О случившемся локальном катаклизме я расскажу в следующих частях.

------------------------------------
Дорогой читатель "Небесных историй"!
Это
седьмая часть повествования о рабочей поездке в авиакомпанию "Катарские авиалинии" в марте 2014 года, ставшей началом волнительного этапа моей летной работы.

Ссылка на первую часть
Ссылка на вторую часть
Ссылка на третью часть
Ссылка на четвертую часть
Ссылка на пятую часть
Ссылка на шестую часть

------------------------------------

Очередные 500 рублей* ушли в копилку таксистам. К слову, бензин в Катаре стоит 10 рублей** за литр и можно прикинуть, нормально ли это - оплачивать 50 литров за пятнадцать минут езды?

*13 USD в марте 2014 года.
** С тех пор и бензин подорожал в Катаре, и рубль просел значительно. Сегодня, в июле 2023, цена бензина в Катаре и Москве практически сравнялась.


Тем более таксист (к слову, тот самый, что вчера утром отвез нас не туда), даже после попыток объяснить не сумел получить представление, куда ехать, и нам пришлось показывать дорогу. Все как в Москве!

С другой стороны, как же это показательно - планирование обучения забралось в такую глушь, что не только ушлые пилоты, но даже проныры-таксисты не знают дорогу!

(Только что была профессиональная шутка, понятная при прочтении предыдущей части).

-2

Добрались до учебного центра. Стартовал очередной познавательный день в офисе авиакомпании "Катарские авиалинии", куда мы, напомню, приехали за опытом в надежде применить его в родной зеленой авиакомпании.

В этот день мы продолжили общение с Сэмом, снова узнали много чего интересного. Постепенно начало вырисовываться понимание, как здесь все работает и что, наверное, следует попробовать сделать у нас в S7 Airlines.

Например, Сэм рассказал о последовательности планирования ростера. Я победно улыбался и посматривал на Сергея, слушая, как Сэм подчеркивает важность приоритетного планирования обучения перед планированием всего остального. Когда меня назначили руководителем группы внедрения Модуля подготовки AIMS, анализируя ситуацию и пытаясь понять, что препятствует работе программы, почему она не "раскидывает" тренировочные события в "автомате", я додумался до того, что подготовку проще всего планировать, если ростер еще "чистый", чем когда он уже забит событиями. Ну а отдел планирования работал тогда совершенно иначе: подготовку пытались впихнуть в уже созданный ростер.

Я пытался донести свои соображения до ветеранов внедрения, в том числе до Сергея, но не был поддержан. В принципе, можно было понять - они, слава грекам, как-то настроили систему и заставили ее работать, а я предлагал порушить сложившиеся процедуры. А вдруг чего?

И вот нам рассказывают азы: подготовку необходимо назначать до запуска основного планирования. Только так и не иначе.

Собственно, уже этой информацией поездка в Катар окупила все свои траты.

Кроме этого, Сэм нас обнадежим: модуль обучения у них был очень проблемным, постоянно выскакивали баги, но служба поддержки AIMS работала замечательно, и баги оперативно устранялись. Это тоже было полезной информацией, потому что у меня сложилось четкое ощущение, что некоторые проблемы были вызваны не нашими кривыми руками и процедурами, а банальными недостатками в программе.

Взгляд из 2023 года
Следует заметить, что AIMS уникален для каждого заказчика. Единым является только изначальный пакет, ну а дальше начинается допиливание под хотелки и потребности. В итоге то, что работает у одних, не обязательно будет работать у других.
Допиливание, отмечу, стоит денег. Например, для S7 мы заставили греков научить систему максимально привязывать обучаемых к указанному в настройках инструктору, без этой доработки система могла назначать нового инструктора на каждый рейс и, собственно, это и делало, что было неприемлемым для наших динозавров и стопорило запуск модуля в эксплуатацию. Замечу, что основания для неприятия были - частая смена инструктора негативно влияет на качество подготовки, но и жесткое закрепление несет кучу проблем).
Кроме этого, после многократных переписок (этим занимался непосредственно я), был, наконец, устранен баг, из-за которого рейсовая тренировка, запрограммированная в треклятом Модуле подготовки, не раскидывалась автоматически. И вот после этого наступила красота - создал курс в Модуле, указал в нем необходимые критерии для каждой фазы подготовки, затем запустил процедуру назначения и - вуаля - все спланировалось. На чистом ростере, разумеется - после поездки в Катар подход, слава разуму, пусть и не сразу, но изменили.


А еще Сэм раскрыл тайну структуры Flight Operations Department (подразделения летной эксплуатации) - это то, что я хотел почерпнуть из поездки помимо изучения опыта внедрения AIMS в Катаре.

-3

Очень важным для меня было получить подтверждение собственным идеям, что производство (выполнение полетов) и подготовка членов летных и кабинных экипажей должны быть разделены. Более того, разделение подразумевает и то, что создание соответствующих частей Руководства по производству полета передано в различные департаменты: А, В и С - ответственность Chief Pilot Fleet (летная эксплуатация), D - ответственность Chief Pilot Training (подготовка).

Взгляд из 2023 года
Понимаю, что для рядового читателя это не значит ровным счетом ничего, но у меня, получившего подтверждение собственным догадкам, в голове окончательно уложились нужные кирпичики, появилось четкое представление, как это должно работать в правильно настроенной авиакомпании и стало понятно почему все так не гладко работает у нас.
Не буду загромождать рассказ узкопрофессиональными суждениями, скажу лишь, что мне не удалось донести простые структурные решения ни до руководителей S7, ни до начальников "Победы". И там, и там применены занятные местечковые решения, приводящие к реализации поговорки "у семи нянек дитя без глаза". Думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что плюс-минус подобная местечковость рулит во всех без исключения авиакомпаниях страны - написание самого важного документа РПП идет как бы между делом, на отшибись, и очень размыта ответственность как за его создание, так и за его исполнение. Непонятно, кто конкретно отвечает, нет четкой процедуры решения  обязательно возникающих проблемы вроде конфликта интересов задействованных внутренних подразделений, и т.д., и т.п.


Плодотворная работа в учебном центре закончилась. Я поражен терпению и профессионализму Сэма - с огромной самоотдачей он посвятил нам эти два дня, максимально профессионально отвечая на все наши вопросы, заданные на корявом английском языке с русским акцентом.

Угадайте, кто из них Сэм:

-4

Рабочий день закончен, и мы перешли к туристической программе. По заранее разработанному плану мы с Никитой покинули команду - поехали в аэропорт, в зону прилета, где нас поджидал заранее забронированный Ford Mondeo. Точнее, Ford Fusion - Mondeo он будет называться в России, если дилеры соизволят обновить модельный ряд.

-5

Я знаю многих соотечественников, которые не рассматривают вариант с арендой автомобиля во время турпоездок. Олл-инклюзив - наше все! Но себя я к любителям поваляться на пляже в перерывах между поглощениями закуски и горячительных напитков не отношу, мне нравится сесть за руль и покатить за впечатлениями. Имея определенный в этом опыт, посмею заявить: если кто сомневается в необходимости аренды авто за границей - прочь сомнения! Это, черт возьми, удобно!

За руль я сел осенью 2008 года, а уже в марте 2009 полетел с семьей отдыхать в Испанию, материковую ее часть. Остановились вблизи города Фуэнхирола. Жена убедила меня, что надо арендовать автомобиль, чтобы ни в чем себе не отказывать, не быть зависимым от обстоятельств. Ну, не то чтобы убедила - потребность в свободе я и сам понимал прекрасно, но, скажу честно, мне было страшновато - все-таки, водительский стаж был менее полугода. И то, что он в-основном заключался в перемещении по маршруту "город Домодедово - аэропорт Домодедово", решимости не добавляло.

Масла в огонь сомнений и страхов подлил некий соотечественник, встретившийся нам аккурат в день аренды авто, который с апломбом опытного туриста заявил, что в Испании на дорогах сплошные тореадоры.

Тем не менее авто мы арендовали, это был "Пежо 308". По сравнению с тогдашней моей "Тойотой-Ярис" модели 2000 года, миниатюрным красным автомобильчиком, этот темно-синий автомобиль показался настоящим лимузином, он был непривычно большим.

Приключения начались в первый же день. Мы жили километрах в десяти от города, в апартаментах Club La Costa, где и арендовали "Пежо". Целью первой поездки был торговый центр в городе. На карте (бумажной) мы его нашли сразу, и все казалось совсем не сложным... ровно до того момента, как мы съехали с шоссе и попали на первое же круговое движение. Карты под рукой не было, а так как машин было достаточно много (а опыта езды по кругу - ноль), то свернул я, конечно же, не туда...

В общем, устроили мы себе незапланированную прогулку по окрестностям Фуэнхиролы. Нервов было потрачено изрядно, к тому же, именно там я впервые встретил особенность: если в большей части Европы круговое движение имеет приоритет, то именно там некоторые "круги", причем иногда только часть "круга", - были второстепенной дорогой, надо было уступать выезжающим на круг автомобилям. И у меня случился полный перекос в мозгу: почему где-то мне уступают, а где-то мне едут наперерез и сигналят. Имея малый опыт, я и не замечал, что на дороге знаки были продублированы...

Сейчас, имея за плечами предостаточный опыт, с улыбкой вспоминаю свои безрассудные метания и благодарен местным водителям за их внимательность и учтивость к новичку. Тореадоров на дороге мы не встретили, никто не возжелал догнать и "научить" недотепу-водителя.

Да, в тот первый день мы помучались и понервничали, но кто том там, на небе, увидев наши страдания, милостиво подставил торговый центр под наш путь, ибо полностью потерявшись и поворачивая куда глаза глядят, мы так и не поняли, как очутились именно там, куда и стремились попасть.

Торговый центр сам нас нашел, не мы его. Бывает же такое!

Успокаивая дрожь в ногах, первым же делом я двинулся покупать навигатор. И купил его, хотя черноволосая продавщица тупила безбожно, когда я всего-навсего спросил, есть ли в нем английский язык.

После покупки навигатора жизнь стала гораздо веселее. Да, я продолжал чудить на круговых движениях, да и навигатор был весьма тормознутым, но тем не менее ездить стало гораздо спокойнее.

Ну а со временем, освоившись, я врубился во все прелести поездок по Европе, по размеченным дорогам, по городам с узкими улочками с ограничением в 40-50 км/ч (которое, в принципе, соблюдается), оценил преимущества скоростных съездов и выездов, и влюбился в круговое движение на перекрестках.

Водители в Испании оказались в целом прекрасными, совсем не "тореадоры" на дорогах, как запугал нас безымянный соотечественник. Да, они любят превысить разрешенные 120 км/ч на шоссе, но делают это без ущерба для других. Если им сильно хочется, чтобы ты уступил дорогу в левом ряду, то они не подпирают зад твоего автомобиля, веря в собственное бессмертие, как водители на МКАДе. В Испании принято вежливо включать левый поворотник и ждать, когда ты это заметишь и уступишь. Каждый раз, наездив в отпуске пару тысяч километров, возвращаясь в Россию, я ловлю себя на мысли о том, что мне трудно привыкать к беспорядку на дорогах, к отсутствию разметок, к лихачам, поведение которых трудно спрогнозировать.

Мне даже на серпантинах острова Тенерифе, в тумане с видимостью 50-100 м не было так нервозно, как иной раз бывает на МКАД.

Еще пару слов про аренду авто. Лучше всего заранее бронировать автомобиль он-лайн. Это позволяет сэкономить иной раз до 30% по сравнению с арендой на месте, к тому же в жаркий сезон подходящих авто может попросту не быть.

Ну и я предпочитаю брать полную страховку - так просто спокойнее ездить.

Взгляд из 2023 года
Эх, старое доброе досанкционное время...

* * *

-6

День третий прошел под знаком Никиты.

Он вызвался быть нашим водителем сегодня, и приключения начались практически сразу после того, как мы арендовали "Форд". Навигатора у местного Hertz не оказалось, пришлось кататься на ощупь.

Мы категорически не попадали в отель с первого раза!

- Никита, давай в правый ряд, чтобы отель не проехать.

- Да ты успокойся, у меня все под контролем!

Продолжаем ехать в среднем ряду, и буквально сразу же справа проносится наш "Конкорд Отель".

- Ничего, ничего, Никита, - предотвращаю попытку рвануть на амбразуру. -  Пошли на второй круг. Давай сейчас вправо, а там доберемся дворами.

Добрались, заодно разведали обходной путь. Но это была лишь прелюдия к тем приключениям, что поджидали нас этим вечером.

* * *

В отеле собрали всю команду, погрузились в довольно-таки просторный салон "Форда". Предварительно закачали карты в Яндексе и Гугле*. Ума-то у меня сразу не хватило залезть в Playmarket, поискать там навигацию для Катара (на следующий день ума хватило, и я закачал Sygic, который (хвала создателям!) еще и семидневный бесплатный доступ предоставил - очень удобно в таких разовых поездках).

*Напомню, что в марте 2014 года еще не было навигации на их основе.

Собрались, погрузились и двинулись в путь в сторону какого-то пафосного городского пляжа, намеченного в виде цели путешествия.

Доху нельзя назвать городом пляжного отдыха. Даже если по спутниковой карте посмотреть (что я сделал еще до поездки), их там найти сложно. Так оно и  оказалось.

-7

А мы уже едем по новой, хайтековой, части Дохи. И, скажу я вам. выглядит вот это вот все весьма впечатляющим, особенно, если не забывать, что город построен на песке в буквальном смысле. А ведь, действительно, на уровне дорог довольно легко забыть о пустынной и почти безжизненной местности - очень  уж много вокруг газонов, пальм и прочей искусственно насаженной зелени.

Молодцы, катарцы, развиваются на нефтяные деньги, вместо того чтобы потратить их непонятно куда. И при всем при этом - 10 рублей за литр*...

*В ценах марта 2014 года.

-8

Город все еще строится. А некоторые здания уже от жары покосились:

-9

Вот здесь мне на минутку показалось, что я очутился в Москве на третьем транспортном кольце:

-10

В общем, катались мы, катались, иногда тупили, и на пляж попали аккурат к его закрытию. Да-да! Пляж закрывается в 17 (или 17:30 - не помню точно). Постояли, посмотрели. Подставили лица вечернему бризу. Занятным было наблюдать на то, как по пляжу разгуливают дамы в черном без намека на лицо.

Проблемой было уехать с пляжа. Мы довольно легко нашли место на парковке, а вот выехать с нее было проблематично: катарцы философски глядят на возможность аварии, поэтому не обращают внимания на то, что кто-то пытается перед ними сдать задом и, возможно, их не видит. Они просто катят вперед на своих огромных белых машинах.

-11

После фэйла с пляжем мы решили, что время еще детское и нет смысла возвращаться в отель. Обсудили и двинулись в сторону района с лирическим названием Pearl.

ЖКХ "Жемчужична" - местная Рублевка. В том смысле, что здесь все дорого-богато. В 2014 году он еще строился, но уже было на что посмотреть. Замечу, что смотреть на местные чудеса лучше днем, но и в темноте эти районы выглядят впечатляюще.

Pearl Island - это насыпной остров, один из главных проектов по популяризации Катара в мире. К слову, иностранцам разрешено здесь приобретать жилье.

-12

Прокатились мимо симпатичных домиков (один из работников Qatar Airways уверял, что пилоты арендуют жилье именно в этом районе), доехали до самой крайней точки насыпного мыса, который оканчивался каким-то дворцом и к которому нас не пустили. Пришлось развернуться и поехать назад.

-13

Вернулись в модерновую часть города для простолюдинов, как раз к тем "кривым" зданиям, что попались в мой объектив чуть выше. Остановились около одного из них, пошли погулять.

-14

В очередной раз поцокали языком, оценив интенсивность развития города и, главное, цивилизованность. Погрузились в авто и попробовали вернуться обратно в отель.

-15

Возвращение заняло у нас часа два.

Для начала мы встряли в абсолютно московскую пробку, со всеми ее прелестями в виде блокировки движения на перекрестке, когда одна сторона еще не успела проехать, а другая уже пытается встрять (и встревает). В общем, москвичи, чувствуйте себя как дома!

В один из моментов увидели, как по тротуару шагает девушка явно славянской внешности. Провожая красавицу взглядами, мы шутили, что она нас, вероятно, обгонит, и очень скоро стало понятно, что шутка была пророческой - девица скрылась за горизонтом, а мы проехали метров пять.Тем не менее даже в мертвой пробке было достаточно весело - наш позитив держался на высоком уровне.

После того, как мы стоически проехали пробку, началось что-то невообразимое. Мы умудрились доехать до перекрестка, следующего за тем, на котором днем развернулся промахнувшийся Никита, но в отель попасть не смогли. И на этот раз виновников промаха был я - ошибочно посчитал, что это тот перекресток, на которым мы днем развернулись, поэтому настоял на том, чтобы проехать его прямо (мы ехали с противоположной стороны)... А надо было ехать направо.

Никита меня послушался, проехал прямо, и вскоре ошибка стала очевидной. Пришлось мне выслушать различной степени ехидства предположения о том, как я нахожу дорогу в небе - безусловно, все они были ложью и провокацией!

Позитивное настроение кипело и требовало выхода.

Мы проехались по узким улочкам, добрались-таки до параллельной, нужной, дороги и... И Никита не успевает перестроиться в левый ряд. Отель прекрасно виден слева, а мы можем ехать только прямо, через перекресток. Снова провожаем взглядами отель.

Поступило предложение: пассажирам выйти, а Никита пусть катается по Дохе, раз это ему так нравится. Посмеялись, поехали дальше.

Проехали перекресток, далее через пару километров нашли где развернуться, вернулись обратно и.... В самый последний момент, вместо того чтобы остаться в потоке, который шел прямо, Никита, никого не предупредив и ни с кем не посоветовавшись, неожиданно взял в левое ответвление, которое могло ехать только влево. Видимо, прошлый промах так себя проявил.

Повернули влево, помахав ручкой отелю, который недоуменно глядел на нас светящейся вывеской, оставаясь справа.

Позитив достиг апогея, мы уже не могли разговаривать, просто булькали и хрюкали. В этот момент по радио начались новости на арабском языке. Я стал вслух "переводить":

- Внимание, экстренное сообщение! Всем-всем-всем: проявляйте осторожность, на дорогах Дохи замечен автомобиль марки "Форд" с сумасшедшими туристами из России.

Коллеги поддержали, пошутили, что весь город бросил свои дела и припал к экранам, делая ставки: доберутся русские до отеля или нет?

Доехали до уже знакомого нам перекрестка, повернули направо. Теперь мы уже не стали сворачивать во дворы, чтобы попасть на параллельную улицу - в прошлый раз Никите не хватило места для нужного маневра, поэтому он не смог перестроиться. Уехали подальше, затем повернули направо и затем еще раз направо...

Снова приближается волшебный перекресток. Снова отель хорошо виден слева, призывно манит красивой ночной иллюминацией.

- Никита, давай уже наверняка - через четыре сплошных! Не едь до перекрестка! - подбадриваем товарища. Никита стоически держится, не поддается на дружеские провокации.

В этот раз перестроение налево удалось. Стоим на перекрестке, у нас красный.

- Может, рвануть сейчас, пока никто не едет?

Помните, я писал о том, что движение на перекрестках и работа светофоров в Дохе алогично и непонятно? Вот и сейчас и мы стоим, и с перпендикулярных дорог никто не едет, и даже у пешеходов светофор красный.

- Нет, не надо, давайте лучше дождемся.

И в этот же миг поток справа резво стартанул, заворачивая налево.

- Ага, вот бы мы сейчас тут ехали...

В итоге, пропустив поток и увидев долгожданный "зеленый", мы развернулись и, по проверенной еще днем дороге (в тот самый первый раз, когда мы ушли "на второй") добрались наконец до отеля.

А выйдя из автомобиля, с удивлением отметили, что моросит дождь. Очень удивились сему явлению, глянули на небо: ба, а звезд-то уже и не видно! Оказывается, и здесь бывают осадки.

Я пошел отдыхать, для меня приключений было достаточно, но у моих коллег энерджайзеры еще не сели, они умудрились быстро перекусить и еще куда-то прокатиться, вернувшись обратно за полночь. Говорят, до самой границы с Саудовской Аравии доехали. Я посмотрел по карте - тю, да чего там ехать-то.

Зато я выспался. А наутро погода совсем испортилась.

Продолжение

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

-16