Эксперимент Стэнли Милгрэма
В 1963 году профессор Стэнли Милгрэм решил провести эксперимент, чтобы исследовать, как немецкие граждане во время Второй мировой войны могли подчиняться приказам и участвовать в уничтожении миллионов людей в концлагерях, даже против своей воли.
В своем исследовании Милгрэм задавался вопросом о готовности обычных людей причинять страдания совершенно невинным людям, если такое действие входит в их рабочие обязанности.
Проведение эксперимента
Для проведения эксперимента участникам представили, что они изучают влияния боли на память.
Эксперимент включал экспериментатора, испытуемого (называемого "учителем") и актера, который играл роль другого испытуемого (называемого "учеником").
Ученик должен запоминать пары слов из длинного списка, а учитель должен проверять его память и наказывать за каждую ошибку усиливающимся электрическим разрядом.
Учителю говорили, что электрические разряды не причинят серьезного вреда здоровью ученика.
Затем учитель уходил в другую комнату, задавал вопросы ученику и при каждой ошибке нажимал на кнопку, предположительно наносящую удар током (на самом деле ученик только притворялся, что получает удары).
Начиная с 45 В, учитель должен был увеличивать напряжение на 15 В после каждой новой ошибки, до достижения 450 В.
Если учитель колебался перед тем, чтобы нанести следующий "разряд", экспериментатор заверял его, что он несет полную ответственность за происходящее и говорил: "Продолжайте, пожалуйста. Эксперимент должен быть завершен.".
Однако экспериментатор не угрожал сомневающемуся учителю.
В первой версии эксперимента помещение, где находился ученик, было изолировано, и учитель не мог слышать его.
Только когда сила "удара" достигала 300 В, учитель слышал, как ученик начинал биться о стену. После этого ученик переставал отвечать на вопросы.
Ужасающие результаты эксперимента
Всего до конца эксперимента дошло 26 человек из 40 (остальные дошли до отметки 300 В)!
Они, следуя указаниям, продолжали нажимать кнопку даже при достижении напряжения 450 В.
На шкале "прибора" значения от 375 до 420 В были помечены как "Опасно: сильнейший шок".
Пол испытуемого не оказывал влияния на результаты эксперимента.
Участники эксперимента понимали опасность электрического тока для ученика.
Испытуемые были обычными людьми без психических расстройств. Фактически, они не отличались от обычных людей, как сказал сам Милгрэм, "эти люди - это мы с вами".
Повторные эксперименты проводились различными учеными многократно, но результаты оставались идентичные.
Что больше всего поразило вас? Пишите в комментариях.
___________________________________
Подпишитесь в соц. сетях: Телеграм , Вконтакте, Инстаграме (запрещенная соцсеть)