"Тон" в данном случае - это светлота предмета или его частей в сравнении с другими предметами и фоном.
В академической методике не случайно владение светотенью и перспективным построением совершенствуют на рисовании гипсовых моделей. Гипсовые геометрические тела, розетки, архитектурные детали и слепки частей античных скульптур (головы, и пр.) имеют чисто белую окраску. Поэтому можно не ставить пока перед учащимися задачу передачи тональной разницы. Так легче наблюдать закономерности света, тени, рефлексов на сложном объеме.
Но при переходе на тематические постановки, натюрморты из предметов быта и, дальше, при рисовании с натуры человека, понятие тона становится очень важным.
Вот примеры из книги "Основы учебного академического рисунка" (авт. Николай Ли).
Гипсовые объемные геометрические тела. Анализируется светотень, построение. Тональной разницы между предметами и предметной плоскостью нет. Всё белого цвета.
Дальше посмотрим натюрморт из предметов быта. Необходимость компоновать, находить верные пропорции и строить предметы в перспективе, анализировать светотень осталась. Но появилась также цель передать разницу между предметами по светлоте, то есть передать тональные отношения. Задача учащегося, конечно, стала сложнее.
Какие-то из предметов натюрморта более светлые по тону, какие-то более тёмные. И не так-то просто бывает разобраться, как правильно передать их относительный тон, нужно еще не забывать о светотени. Ведь при, например, контрастном освещении почти всегда бывает так, что тень на светлом предмете становится темнее, чем свет на тёмном фоне (см. как пример белую чашку на переднем плане). И неопытный рисовальщик не всегда может быстро во всём этом разобраться.
Когда мы учимся рисовать человека, сначала, конкретно, голову, то также начинаем освоение этой науки с гипсовых моделей. Это нужно, чтобы более целенаправленно заниматься передачей объёмной формы. Примеры из той же книги:
Гипсовая голова Лаокоона.
И дальше - рисунок головы натурщика.
Даже по этой маленькой иллюстрации видно, что волосы и одежда имеют другой тон, нежели кожа лица, они темнее. А седина бороды, наоборот, светлее. И сразу видно по результату, что это не гипс, а живой человек.
Приведу также два эффектных примера из книги по рисунку, изданной в Китае.
Вот карандашный графический лист, конструктивный анализ натюрморта. Здесь есть всё: компоновка, построение, светотень, профессиональный штрих и умение передавать пропорции.
(Обратите, между прочим, внимание на незашоренность автора постановки в части свободы выбора предметов. Есть вполне для нас неожиданные вещи, и это очень выигрышно, на мой взгляд.)
А дальше - тот же натюрморт, где не теряется всё достигнутое уже в этом рисунке, и ещё добавляется последовательный, внимательный разбор по тону. Можно прямо перечислить по предметам. Самое тёмное здесь - кружка, затем светлее - помидор, яблоко и груша, доски, на которых стоят предметы, перчатка, дозатор с мылом, белая ткань. Мятый тюбик зубной пасты состоит из по-разному окрашенных частей.
Есть в этом рисунке и умение передать материал, характер поверхности предметов, показать, из чего предметы сделаны. Обратите, например, внимание на технику обработки штрихом досок стола. Но это уже тема статьи о материальности, вершины "пирамиды навыков".
Предыдущие статьи этой серии:
Первая
Вторая
Третья
Подписывайтесь на канал!
Все статьи этой серии
1. Последовательность задач в изучении рисунка 2. Компоновка и пропорции
3. Светотень и перспектива 4. Тональное решение 5. Светотеневая граница как конструктивная основа рисунка
*️⃣Мой телеграм канал учебного курса - по ссылке.