К серии статей о последовательности в освоении перспективного рисунка.
С постановки каких задач нужно начинать, а какие осваивать следом?
Изображённая на рисунке пирамида навыков обозначает этапы задач, ставящихся перед обучающемся, в учебном рисунке.
Ошибкой будет попытка ставить и стремиться решать более поздние задачи, не освоив начальных навыков. Об этих требованиях к умениям и навыкам написано в последовательности статей:
1. Последовательность задач в изучении рисунка
2. Компоновка и пропорции
3. Светотень и перспектива
4. Тональное решение
5. Материальность
Почему неразделимы перспектива и светотень, мы разбирали во второй статье. Сейчас мне хочется её дополнить.
Я хочу подробнее сформулировать мысль, что граница света и тени в пространственном построении предмета на плоскости (перспективном построении) входит в инструменты рисовальщика как важнейшая составляющая часть наравне с понятиями уровня горизонта и перспективного сокращения.
Понимание этой границы (а не просто срисовывание её с натуры) так же важно, как понятие перспективного сокращения, линии горизонта и точек схода.
Для иллюстрации построим объемную форму и разберем, по каким закономерностям расположится на нём светотень. Придумаем некий предмет, в котором нам ясны составляющие его геометрические тела.
Пусть этим предметом будет ваза. Слева на рисунке вы видите её силуэт, и дальше два последовательных упрощения её формы до суммы трёх геометрических тел. Сейчас это конус (усечённый), шар и цилиндр - основные объёмы, составляющие вазу.
Теперь разберёмся, как распределится на этой вазе свет и тень в зависимости от положения источника света. Конечно, положений может быть очень много, но мы выберем три:
- свет спереди слева сверху,
- свет снизу справа и немного сзади,
- и свет прямо сверху.
Теперь представим, как будет свет, конкретно граница света и тени, располагаться на формах, составляющих вазу, в каждом из этих случаев.
Нам придётся немного напрячь наше пространственное воображение.
И ещё примечание: в этом воображаемом освещении мы сейчас приняли за источник света солнце, то есть лучи света идут параллельно друг другу. Если бы это был точечный источник, то есть яркая лампа, границы света и тени были бы немного другими. (Можно разобрать этот случай в следующий раз).
Мы нашли границы светотени на наших геометрических телах, составляющих вазу. Сейчас стоит не обращать внимание на размытость границы на округлых телах, полутень примем во внимание на итоговых этапах работы.
Давайте соберём вместе все части вазы и дополним тени там, где на одну часть предмета падает тень от другой части. Скажем, тень от горлышка вазы или кувшина падает на туловище.
После того. как тени достроены, вырисовывается общий светотеневой рисунок предмета и ясной становится для зрителя пространственная форма.
На последующих этапах работы мы можем уточнить резкий или размытый характер светотеневой границы и наличие полутеней, дополняем рисунок вазы деталями.
Как видно, форма вазы успешно выявляется светотеневой границей во всех трёх случаях направления света. Хотя вид нарисованного предмета при этом получается разный.
Очень часто в рисунках встречается ошибка, когда о форме светотеневой границы, и как она связана с объёмной формой, автор не задумывается. Свет и тень воспринимаются просто как тёмная и светлая стороны предмета. Так можно очень легко запутаться в тенях, рефлексах и раскраске предмета, если она неоднородная. И не суметь в достаточной степени выявить его объем, даже если в целом перспективное построение правильное.
Профессионализм художника проявляется в том, что он всегда чувствует объем предметов и выявляет его не только с помощью вспомогательных перспективных линий построения, но и с помощью продуманного обозначения светотеневой границы, лежащей по форме.
Посмотрите, как эта самая граница светотени помогает художнику уже на самой начальной стадии проработки рисунка головы, года ещё не идёт речь о тональной штриховке.
И в чисто конструктивном рисунке важную роль играет светотеневая граница, даже если в нём сознательно не набирается тон предметов и их теней. Посмотрите, как продуманно она сделана на грамотных конструктивных рисунках, не важно, законченные ли это работы или эскизные зарисовки.
И точно так же она внимательно обозначается на рисунках, сделанных художниками под живопись красками.
Мой телеграм канал с курсом изучения перспективы в рисунке.