Найти в Дзене
Топ-топ арт

Последовательность в изучении рисунка (3). Перспектива и светотень

Если рисовальщик уже имеет представление о композиции, умеет организовывать формат рисунка, то следующей профессиональной задачей становится изображение объёма. Уточню, что речь идет именно об освоении грамотного рисования, об учебном рисунке. Не во всех видах художественного творчества стоит задача передачи объёма и пространства. Например, декоративное искусство, абстрактная живопись не стремятся изобразить глубину пространства, этой задачи в их природе нет. А вот рисунок требует знания правил перспективы и умения передать объём. И вот тут мне очень трудно становится разделить перспективное построение и светотень. Казалось бы, даже принципиальный подход к рисунку бывает двоякий: конструктивный и тональный. Различают два основных метода обучения рисунку: тональный и линейно-конструктивный. Об этом подробнее здесь: Но если вдуматься, то при обоих этих методах всё равно одна задача не решается без другой. Конструктивный рисунок без учета и передачи светового потока превратится в чист
Пирамида навыков
Пирамида навыков

Если рисовальщик уже имеет представление о композиции, умеет организовывать формат рисунка, то следующей профессиональной задачей становится изображение объёма.

Уточню, что речь идет именно об освоении грамотного рисования, об учебном рисунке. Не во всех видах художественного творчества стоит задача передачи объёма и пространства. Например, декоративное искусство, абстрактная живопись не стремятся изобразить глубину пространства, этой задачи в их природе нет.

А вот рисунок требует знания правил перспективы и умения передать объём.

И вот тут мне очень трудно становится разделить перспективное построение и светотень.

Казалось бы, даже принципиальный подход к рисунку бывает двоякий: конструктивный и тональный. Различают два основных метода обучения рисунку: тональный и линейно-конструктивный. Об этом подробнее здесь:

Но если вдуматься, то при обоих этих методах всё равно одна задача не решается без другой. Конструктивный рисунок без учета и передачи светового потока превратится в чистую условность, абстрактную модель.

Вот пример конструктивного рисунка по методу перекрёстного контура, взято отсюда (см. ссылку).

Рисунок по методу перекрёстного контура.
Рисунок по методу перекрёстного контура.

Но едва художник пожелает приблизить рисунок к реальному убедительному изображению, все равно в его работе обязательно проявляются элементы светотеневой проработки.

Рисунки из того же источника
Рисунки из того же источника

А тональный, "от пятна", хоть и может обойтись без линий построения, все равно должен располагать свет и тени по законам перспективы. Художник внутренне ощущает пространство и помнит о закономерностях распределения света по объемной форме. Я думаю, что условные линии построения художник держит в уме, просто их не прорисовывает.

Рисунок из презентации с сайта descentr.ru
Рисунок из презентации с сайта descentr.ru

Таким образом, последовательно совершенствуя свои профессиональные умения, рисовальщик должен первым делом проходить этап компоновки рисунка, а затем работать над анализом конструкции объема посредством использования вспомогательных условных построений (осей, перспективных прямых и т. д.) и одновременно над выявлением объема предмета светотенью.
(Подробнее о важности выявления светотеневой границы в построении формы
говорится в статье здесь.)

И что из этих средств в конкретном рисунке выходит на первый план - зависит от методической системы преподавателя и индивидуальных особенностей почерка рисовальщика.

Первая статья из серии "Пирамида навыков" находится здесь:

Вторая, о компоновке, здесь:

Не думать о конструкции предмета в академическом рисунке невозможно, и законы распределения света по форме невозможно сформулировать и использовать, не имея мысленного представления об этой объемной форме.

Следующая, четвёртая, статья из этой серии здесь:

Подборки статей о методике рисунка и живописи смотрите в оглавлении канала, более подробная систематизация - на моем сайте.


Все статьи этой серии

1. Последовательность задач в изучении рисунка 2. Компоновка и пропорции

3. Светотень и перспектива 4. Тональное решение 5. Светотеневая граница как конструктивная основа рисунка

*️⃣Мой телеграм канал учебного курса - по ссылке.