Как обучают рисованию профессионально? Как нужно подходить к преподаванию или самостоятельным занятиям, чтобы не вырабатывалась привычка к срисовыванию и ограниченности.
Мне хочется показать, что я думаю о правильных этапах изучения учебного рисунка. Обдумать тему помогает опыт работы преподавателем. Если вы со мной не согласны в каких-то утверждениях, давайте спорить и обсуждать, буду рада вдумчивым собеседникам.
Последовательность освоения правильного рисунка в методиках разных художественных школ в целом похожа, формировались эти методики не то что годами - уже столетиями.
В разных учебных заведениях есть, конечно, существенные внешние отличия. Это трудно не заметить, если есть возможность сравнить работы учащихся разных школ. Но все-таки в целом логично и последовательно все художники-преподаватели учат сначала основному и простому, а потом уже - сложному и специализированному.
Вот и сформулируем, чему нужно учить и учиться сначала, а чему потом. И тут даже не очень важно, изучаешь ты рисунок в академической студии, с репетитором или самостоятельно. Главное - правильно понять и научиться пользоваться основами знаний и умений, не упуская главного, применять правильную последовательность.
Считаю, что основные этапы в изучении правильного рисунка выглядят так.
1. Компоновка и пропорции.
2. Перспективное построение.
3. Светотень.
4. Тон: тёмное и светлое.
5. Материальность.
И графически эти этапы я изображу вот таким образом.
Почему именно так выглядит последовательность? Потому что, если строить эту пирамиду, начиная с больших камней, помещая сверху камни поменьше - она будет уверенно расти.
Вот именно так учат в художественных школах. Например, поступившим в школу сначала дают упражнение: рисовать плоские предметы. Листья осенние или рабочие инструменты. Нет пока речи о перспективе, есть требование правильно разместить на формате листа и передать пропорции.
Дальше задания усложняются.
А если складывать пирамиду в другом порядке - то есть риск, что пирамида будет неустойчивой или вовсе развалится. Вот так примерно будет она выглядеть.
Если, скажем, вместо изучения композиции и перспективы сразу учиться рисовать котиков карандашом с фотографий, то, может, вы и научитесь именно этому. Котики будут получаться неплохо.
Но нарисовать того же котика с натуры или с другого ракурса вы не сумеете. Может быть, это вам и не нужно. Ну и хорошо. Просто ваша пирамида будет невысокой.
Я и сама попалась на этом в своем удаленном курсе. Не сделала вводный урок по компоновке и пропорциям, начала сразу с перспективы. Это, конечно, сказывается. Перспектива вроде бы осваивается, а композиция получается непродуманная.
Вот теперь надо поправлять программу и восполнять упущенное.
подписывайтесь на канал, хотелось бы многое обсудить.
Все статьи этой серии
1. Последовательность задач в изучении рисунка
2. Компоновка и пропорции
3. Светотень и перспектива
4. Тональное решение
5. Светотеневая граница как конструктивная основа рисунка
*️⃣Мой телеграм канал учебного курса - по ссылке.