Найти тему
Топ-топ арт

Последовательность задач в изучении рисунка (1)

Как обучают рисованию профессионально? Как нужно подходить к преподаванию или самостоятельным занятиям, чтобы не вырабатывалась привычка к срисовыванию и ограниченности.

Мне хочется показать, что я думаю о правильных этапах изучения учебного рисунка. Обдумать тему помогает опыт работы преподавателем. Если вы со мной не согласны в каких-то утверждениях, давайте спорить и обсуждать, буду рада вдумчивым собеседникам.

Последовательность освоения правильного рисунка в методиках разных художественных школ в целом похожа, формировались эти методики не то что годами - уже столетиями.

В разных учебных заведениях есть, конечно, существенные внешние отличия. Это трудно не заметить, если есть возможность сравнить работы учащихся разных школ. Но все-таки в целом логично и последовательно все художники-преподаватели учат сначала основному и простому, а потом уже - сложному и специализированному.

Вот и сформулируем, чему нужно учить и учиться сначала, а чему потом. И тут даже не очень важно, изучаешь ты рисунок в академической студии, с репетитором или самостоятельно. Главное - правильно понять и научиться пользоваться основами знаний и умений, не упуская главного, применять правильную последовательность.

Считаю, что основные этапы в изучении правильного рисунка выглядят так.

1. Компоновка и пропорции.

2. Перспективное построение.

3. Светотень.

4. Тон: тёмное и светлое.

5. Материальность.

И графически эти этапы я изображу вот таким образом.

"Пирамида навыков"
"Пирамида навыков"

Почему именно так выглядит последовательность? Потому что, если строить эту пирамиду, начиная с больших камней, помещая сверху камни поменьше - она будет уверенно расти.

Вот именно так учат в художественных школах. Например, поступившим в школу сначала дают упражнение: рисовать плоские предметы. Листья осенние или рабочие инструменты. Нет пока речи о перспективе, есть требование правильно разместить на формате листа и передать пропорции.

Работа учащегося, 1 класс ДХШ
Работа учащегося, 1 класс ДХШ

Дальше задания усложняются.

А если складывать пирамиду в другом порядке - то есть риск, что пирамида будет неустойчивой или вовсе развалится. Вот так примерно будет она выглядеть.

Не очень устойчивая пирамида
Не очень устойчивая пирамида

Если, скажем, вместо изучения композиции и перспективы сразу учиться рисовать котиков карандашом с фотографий, то, может, вы и научитесь именно этому. Котики будут получаться неплохо.

Котик, срисованный с фото карандашом. Взято со специального сайта.
Котик, срисованный с фото карандашом. Взято со специального сайта.

Но нарисовать того же котика с натуры или с другого ракурса вы не сумеете. Может быть, это вам и не нужно. Ну и хорошо. Просто ваша пирамида будет невысокой.

Материальность без перспективы
Материальность без перспективы

Я и сама попалась на этом в своем удаленном курсе. Не сделала вводный урок по компоновке и пропорциям, начала сразу с перспективы. Это, конечно, сказывается. Перспектива вроде бы осваивается, а композиция получается непродуманная.

Вот теперь надо поправлять программу и восполнять упущенное.

Продолжение следует,

подписывайтесь на канал, хотелось бы многое обсудить.

Все статьи этой серии

1. Последовательность задач в изучении рисунка

2.
Компоновка и пропорции

3. Светотень и перспектива

4.
Тональное решение

5.
Светотеневая граница как конструктивная основа рисунка

*️⃣Мой телеграм канал
учебного курса - по ссылке.