Найти в Дзене
Топ-топ арт

Последовательность в изучении рисунка (5). Материальность

Передача материала и фактуры поверхности предметов в академическом рисунке - это, можно сказать, вершина умений рисовальщика. Не в том смысле, что, если очень аккуратно проштриховать мех одежды или волосы прически и изобразить блик на носу - то цель рисунка достигнута. А в том смысле, что материальность в конкретном академическом рисунке должна быть эффектным дополнением к уже решённым задачам композиции, построения, светотени и тона. Она не должна быть самоцелью. Если глаза на портрете блестят и прозрачны как живые, но находятся не на своём месте и голова в целом плохо построена - то это не профессиональный, не очень грамотный рисунок. В то же время зарисовка хорошего художника может и не ставить и не решать задачи блеска глаз и натуралистической фактуры кожи. Вот два хороших грамотных рисунка головы Сократа. И в первом и во втором случае передан объем, пропорции и светотень. Видно, что во втором рисунке лучше решается задача передачи материала - гипса. Скорее всего, и времени на вт
Пирамида навыков
Пирамида навыков

Передача материала и фактуры поверхности предметов в академическом рисунке - это, можно сказать, вершина умений рисовальщика. Не в том смысле, что, если очень аккуратно проштриховать мех одежды или волосы прически и изобразить блик на носу - то цель рисунка достигнута. А в том смысле, что материальность в конкретном академическом рисунке должна быть эффектным дополнением к уже решённым задачам композиции, построения, светотени и тона. Она не должна быть самоцелью.

Если глаза на портрете блестят и прозрачны как живые, но находятся не на своём месте и голова в целом плохо построена - то это не профессиональный, не очень грамотный рисунок.

В то же время зарисовка хорошего художника может и не ставить и не решать задачи блеска глаз и натуралистической фактуры кожи.

Мужской портрет, пример из интернета. Материальность как задача не ставилась.
Мужской портрет, пример из интернета. Материальность как задача не ставилась.

Вот два хороших грамотных рисунка головы Сократа. И в первом и во втором случае передан объем, пропорции и светотень. Видно, что во втором рисунке лучше решается задача передачи материала - гипса. Скорее всего, и времени на второй рисунок было потрачено больше, чем на первый.

Гипсовая голова
Гипсовая голова

Как добиться передачи материальности? Кажется, универсальных советов нет. Опыт художника даёт дает ему умение имитировать характер поверхности предмета с помощью разнообразных линий и пятен, сочетаний штриха с тушёвкой и работой ластиком, использования карандашей разной степени мягкости. Даёт потому, что художник уже много раз пытался выполнить эту задачу и уже хорошо владеет разными вариантами работы с ними.

При рисовании гипса можно посоветовать помнить о довольно сильных рефлексах в тенях и воздушной перспективе. Волосы человека или шерсть животных требуют умелой штриховки. Дерево - перечисления деталей и передачи направления волокон.

И ещё существует множество авторских приёмов и секретов.

Вот, например, дерево и стекло на красивом рисунке. Видно, что текстура деревянных досок внимательно воспроизводится способом особенного, неравномерного штриха, растирания графита по бумаге и работы ластиком. А в бокалах скопировано с натуры преломление фона в прозрачной воде и стекле, показаны блики на формах и отсветы в падающих тенях. При этом закономерности перспективного построения не нарушены.

Бокалы и деревянная поверхность, пример из интернета.
Бокалы и деревянная поверхность, пример из интернета.

А вот когда перспектива не очень хорошо соблюдается, рисунок выглядит как минимум не академическим. (Может быть, конечно, в рисунке ниже автор нарушает построение сознательно, стремясь создать для зрителя некий художественный эффект.)

Пример из интернета, стекло и металл.
Пример из интернета, стекло и металл.

Для совершенствования умения передать материальность предметов в академической школе для рисования с натуры ставят сложные натюрморты с расчетом на длительное время работы над ними. Сочетают предметы из разных материалов - металла, керамики, дерева, бумаги. Дополняют драпировками со складками. Такие законченные хорошо выполненные рисунки очень впечатляют.

Натюрморт, пример из интернета
Натюрморт, пример из интернета
Натюрморт с полосатой тканью, пример из интернета.
Натюрморт с полосатой тканью, пример из интернета.
Натюрморт, пример из интернета
Натюрморт, пример из интернета

В целом можно сказать, что эффект передачи материальности требует, чтобы основные задачи в рисунке были обязательно уже решены. Решение этой задачи требует изобретательности, и, главное, опыта рисовальщика, чувства меры и вкуса. Необходимо терпение и целеустремлённость. Должны быть выработанные опытом собственные приёмы. Учиться у мастеров тоже необходимо.

Ещё нужно, чтобы было достаточно времени у автора для детальной проработки поверхности. Нужно, чтобы имелись подходящие материалы для работы, качественная бумага.

И в целом, все равно, рисунок - не копия натуры, не фотография. Восхищаясь умением реалистично передать поверхность предметов, мы все равно видим авторский почерк, индивидуальность, руку художника.

Предыдущие статьи этой серии:

1. Последовательность задач в изучении рисунка

2.
Компоновка и пропорции

3. Светотень и перспектива

4.
Тональное решение

5.
Светотеневая граница как конструктивная основа рисунка