Автором Теории ограничений систем (TOC) является Элияху Моше Голдратт. Основные понятия данной теории автор изложил в бизнес-романе "Цель" (1984 г.).
Итак, отображу основную мысль Теории ограничений на рисунке:
Известно, что сила цепи определяется его слабейшим элементом (узким местом, ограничением). И чтобы повысить эффективность любой системы, необходимо работать с этим элементом.
Для этого предлагается 5 шагов:
1. Поиск узких мест (ограничений) системы;
2. Решить как максимально использовать ограничение;
3. Подчинить всю систему найденному решению;
4. Расширить (снять) ограничение;
5. Перейти к шагу 1.
Попробую найти упрощенный пример для наглядной иллюстрации метода.
Допустим, мы рассматриваем систему, состоящую из семей с детьми школьного возраста, проживающими в определенном районе. На территории района расположена школа. У такой системы имеется цель - обеспечить получение детьми образования. Пройдемся по шагам и попробуем повысить эффективность системы:
1. Школа вмещает определенное количество учащихся. В настоящий момент школа переполнена и не все дети района имеют возможность в ней учиться.
2. Выходом стало введение 2-ой смены.
3. Семьи вынуждены подстраивать свой распорядок дня с учетом 2-ой смены.
4. Было принято решение о строительстве 2-ой школы в районе.
5. В районе отсутствуют учреждения, предоставляющие семьям с детьми услуги по дополнительному образованию...
Для реализации 5 шагов на практике автор Теории ограничений предлагает использовать так называемые логические инструменты:
1. Что изменить? - Дерево текущей реальности.
2. На что изменить? - Диаграмма разрешения конфликтов (ДРК) и Дерево будущей реальности (ДБР).
3. Как осуществить перемены? - Дерево перехода (ДП) и План преобразований.
Также, Голдраттом были предложены критерии проверки логических построений. Попробую в следующих статьях раскрыть подробнее данные инструменты и критерии.
Список литературы:
1.Элияху Годратт. Цель.Процесс непрерывного совершенствования.
2.Х. Уильям Деттмер. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию.