Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Юрий Шпаков написал в начале 1960-х всего три фантастико-приключенческих повести, зато каких!

Юрий Шпаков – незаслуженно забытый советский фантаст приключенческого жанра, написавший три совершенно шикарных повести «Это было в Атлантиде», «Кратер Циолковский» и «Здравствуйте, братья!», которые включали в себя три совершенно революционные для советской фантастики тех лет идеи, хоть и косвенно, но вполне отчетливо основанные на хронопутешествиях.

Юрий Петрович Шпаков (1929-2009 гг.) в разные годы своей жизни
Юрий Петрович Шпаков (1929-2009 гг.) в разные годы своей жизни

Для любителей классической советской фантастики хочу открыть еще одно имя, неизвестное многим даже хорошо информированными коллекционерам-букинистам. Дело в том, что сплошь и рядом если кто и собирает старые советские фантастические книги, то в большинстве случаев только или увесистые тома, или, как минимум, с твердыми обложками.

А вот «тонких» фантастических произведений, которые выходили в обложках мягких, причем единожды, и, как правило, в издательствах региональных, то есть практически провинциальных, почему-то многие коллекционеры избегают. Ну, а раз избегают, то и не читают. И пропадают такие книги, никому не нужные, чаще просто выбрасываются, и доходят до нас в практически единичных экземплярах.

Но что самое интересное – оформлены эти книги прекрасно, на высшем уровне, и часто иллюстрировались известными столичными художниками, да и тиражи были не такими уж и маленькими – до 100 тысяч экземпляров.

В общем, хочу представить старого советского писателя-фантаста из Омска - Юрия Петровича Шпакова (1929-2009 гг.), который в начале 1960-х годов, как раз на волне «хрущевской оттепели», создал три шикарных по тем временам произведения в стиле приключенческой фантастики. То есть его не прельщали лавры таких научно-философских гигантов, как Иван Ефремов, Александр Казанцев или Георгий Мартынов с их эпическими полотнами. Юрий Шпаков, в принципе, даже фантастом не был, и все его произведения, по сути – это книжки для детей, но сделанные на достаточно высоком уровне.

А в целом Ю. П. Шпаков был просто журналистом-публицистом, тем и зарабатывал. Просто он любил фантастику и решил хоть как-то в ней отметиться. И, что удивительно, во всех трех его фантастических повестях появились идеи, которые до этого в советской фантастике практически никто не разрабатывал.

Итак, речь идет о трех фантастико-приключенческих повестях:

1). Это было в Атлантиде, 1959 г.

2). Кратер Циолковский, 1962 г.

3). Здравствуйте, братья! 1965 г.

Первая повесть впервые вышла в 1959 году в сборнике «Юный сибиряк» (сборник произведений омских писателей для детей) Омского книжного издательства тиражом 10 тысяч экземпляров, затем в 1960-м – отдельной книгой там же тиражом в 30 тысяч + 30 тысяч дополнительный тираж (см. фото ниже). Оба издания повести были снабжены иллюстрациями Б. Спорникова и Е. Куприянова, но при этом сборник 1959 года настолько редкий, что в Интернете я не нашел вообще какого-либо изображения этой книги.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВСТАВКА:

Однако мой читатель Александр И. уже после выхода этой публикации прислал мне координаты сайта, на котором обнаружились некоторые фрагменты сборника "Юный сибиряк". Скопировать их в чистом виде мне не удалось, потому что представляю скрин того, что можно было сделать:

Фрагменты сборника "Юный сибиряк" 1959 года, изображения с сайта http://www.fantast-cccr.ru/0_2_fajly-sborniki-sborniki-yu-yunyj-sibiryak-docx
Фрагменты сборника "Юный сибиряк" 1959 года, изображения с сайта http://www.fantast-cccr.ru/0_2_fajly-sborniki-sborniki-yu-yunyj-sibiryak-docx

Вторая повесть Юрия Шпакова – «Кратер Циолковский», вышла там же в 1962 году тиражом уже целых 115 тысяч экземпляров соответственно.

Третья повесть – «Здравствуйте, братья!», вышла в 1965 году в Кемеровском книжном издательстве тиражом 50 тысяч, но уже не просто отдельной книгой, а в составе сборника «Один процент риска» с несколькими фантастическими рассказами. И всё, больше эти три повести никогда не переиздавались, разве что в последние годы чуть ли не в рамках самиздата тиражами совсем уж мизерными.

А вот в СССР эти произведения были совершенно забыты.

Интересно, что повести «Кратер Циолковский» и «Здравствуйте, братья!» (как и весь сборник «Один процент риска») были проиллюстрированы известнейшим специалистом своего дела – Юрием Макаровым, который уже тогда иллюстрировал книги Александра Казанцева, А. и Б. Стругацких, а также многих других известных советских фантастов. А вот Ю. Шпаков не был известным, и каким образом его книги заинтересовала столь маститого уже тогда мастера книжной фантастической графики – непонятно.

Но факт есть факт – Юрий Макаров создал для этих двух фантастических книг просто шикарные иллюстрации. Конечно, и первая повесть Шпакова «Это было в Атлантиде» тоже была проиллюстрирована неплохим художником, так что все три книги можно считать оформленными как надо, а не тяп-ляп на «провинциальном» уровне. Я думаю, что если бы к концу 60-х политика советской цензуры не изменилась в худшую сторону, то все три повести были бы переизданы, возможно – неоднократно.

Но они так и остались только единожды изданными, в мягких переплетах и на первый взгляд морально устаревшими.

Однако «морально устаревшие» фантастические произведения особенно приключенческой направленности – это совершенно неправильное определение. Никакая фантастика не может устареть ни морально, ни физически. Вот разве могут устареть произведения Эдгара По, Жюля Верна. Герберта Уэллса, Ивана Ефремова? Нет, конечно. Они и сегодня переиздаются и читаются с огромным интересом.

А если автор не графоман, то чего бы его фантастика устаревала? Юрий Шпаков не был графоманом, мало того – он предложил в своих повестях несколько вполне себе новаторских идей.

Повесть "Это было в Атлантиде", первое книжное издание 1960 года
Повесть "Это было в Атлантиде", первое книжное издание 1960 года

Вот, например, в первой своей повести «Это было в Атлантиде» автор вовсю разворачивает чисто приключенческий сюжет, на который накладывается просто фантастическая находка. Где-то на просторах Сибири некие школьники, раскапывая древнее городище, находят какой-то цилиндр, который оказывается «жестким диском инопланетного компьютера», на котором записаны сведения о древнем контакте инопланетных пришельцев с жителями Атлантиды. Эта информация с одной стороны доказала, что инопланетяне существуют, а с другой ученые получили сведения о том, что существовала и мифическая Атлантида, и даже стало ясно, от чего она погибла.

Титульный лист издания 1960 года, выходные данные и начало повести.
Титульный лист издания 1960 года, выходные данные и начало повести.
Иллюстрации
Иллюстрации

Однако опять-таки – фантастическая идея в произведении не главная, она всего лишь следствие самых разных приключений, которые вокруг этой идеи разворачиваются. И Ю. Шпаков намеренно не усложняет свою повесть фантастической фабулой, чтобы не нагружать своих молодых читателей сложными научными и философскими рассуждениями. Именно такой подход позволил впоследствии многим современным критикам насмехаться над всякими несуразностями, которыми, по их мнению, переполнено произведение, в частности – над дурацкими поступками некоторых его героев.

Еще иллюстрации, но не все, в книге их больше, чем я представил
Еще иллюстрации, но не все, в книге их больше, чем я представил
Выходные данные второго издания повести в том же 1960 году
Выходные данные второго издания повести в том же 1960 году

Но с другой стороны - какое приключенческое произведение не без дурацких поступков героев? Любую беллетристику, особенно развлекательного плана, по этому критерию можно критиковать и насмехаться, и не избегнут подобной критики ни романы Жюля Верна, ни повести братьев Стругацких. Исходя из этого не подлежит критике и повесть Юрия Шпакова «Это было в Атлантиде». Вполне себе шикарное приключенческое произведение, а фантастическая надстройка только придает ему значительности.

Повесть "Кратер Циолковский", 1962 г.
Повесть "Кратер Циолковский", 1962 г.

Повесть «Кратер Циолковский» - это тоже приключенческая повесть, но фантастическая составляющая тут доминирует. Суть заключается в том, что земляне весьма активно осваивают Луну, и даже построили на ней космический центр. Но в какой-то момент на обратной стороне Луны обнаруживается замурованный в скалы инопланетный корабль, правда, инопланетян на нем нет, а есть только роботы, обслуживающие жизнедеятельность главного компьютера. Все инопланетяне давно погибли по самым разным обстоятельствам, но звездолет сохранили.

Титульный лист и начало повести, иллюстрации Ю. Макарова
Титульный лист и начало повести, иллюстрации Ю. Макарова
Некоторые иллюстрации
Некоторые иллюстрации

Однако эти роботы не препятствуют проникновению землян на корабль, и те, пробравшись с их помощью внутрь, обнаруживают там землянина, который более полувека пролежал в анабиозе. Когда землянин просыпается, он рассказывает историю того, как он на этом инопланетном корабле оказался. Оказывается, в 1919 году он был врачом в сибирском партизанском отряде, который попал в окружение. Доктор убегает от колчаковцев, и тут ему на помощь приходит какой-то странный человек, спустившийся с неба в стальной капсуле. Белогвардейцы этого человека ранят, но он вместе с доктором успевает скрыться в капсуле и взлетает, отправившись прямиком на Луну.

Еще некоторые иллюстрации
Еще некоторые иллюстрации
Выходные данные книги "Кратер Циолковского", и хоть издание одно и то же, но почему-то указаны разные корректоры и разные выпуски заводов
Выходные данные книги "Кратер Циолковского", и хоть издание одно и то же, но почему-то указаны разные корректоры и разные выпуски заводов

На Луне инопланетянин умирает от ран, перепоручив своего спасителя-землянина роботам. Роботы усыпляют доктора и терпеливо ждут, пока через много лет земляне не высадятся на Луну и не заберут своего соотечественника восвояси, а попутно решат и их судьбу.

Это такая фантастическая идея, но на самом деле главные герои повести претерпевают множество приключений, которые придуманы и выписаны совсем не графоманом, а мастером своего дела.

Авторский сборник Ю. Шпакова "Один процент риска", 1965 г., в котором впервые появилась повесть "Здравствуйте, братья!"
Авторский сборник Ю. Шпакова "Один процент риска", 1965 г., в котором впервые появилась повесть "Здравствуйте, братья!"

Третья повесть Ю. Шпакова – «Здравствуйте, братья!», имеет уже более глобальную фабулу, связанную с освоением дальних планет, но смысл произведения все тот же – приключения. Идея такова – в один прекрасный момент с Земли стартует звездолет, отправившийся в другие галактики на поиски пригодной для жизни людей планеты. Приключения разворачиваются прямо в Космосе, потом они переносятся на планету Аврора, куда звездолет путешествовал целых 30 лет. На Авроре обнаруживаются злобные чудовища и странные дикари, с которыми двое оставшихся в живых астронавтов ведут трудную борьбу.

Титульный лист сборника "Один процент риска", 1965 г. Иллюстрации Ю. Макарова
Титульный лист сборника "Один процент риска", 1965 г. Иллюстрации Ю. Макарова
Начало повести "Здравствуйте, братья!" в сборнике 1965 года
Начало повести "Здравствуйте, братья!" в сборнике 1965 года
Иллюстрации к повести "Здравствуйте, братья!"
Иллюстрации к повести "Здравствуйте, братья!"

Но одновременно на этой Авроре обнаруживается настоящий сюрприз – целая колония землян, которые прилетели на эту планету за несколько лет до наших героев. Оказывается, что пока звездолет летал в Космосе на малых скоростях, люди на Земле придумали «нуль-транспортировку», то есть могли перемещаться по Космосу буквально за часы. Таким образом они и опередили своих предков, и можно подумать, что двое астронавтов, прибывших на уже давно заселенную землянами планету, совершенно зря претерпели все эти лишения во время столь длительного путешествия.

Еще иллюстрации
Еще иллюстрации

Но все на самом деле вышло по-другому, по крайней мере для читателя. Если бы автор повести не придумал такой оригинальный ход, то и не было бы всех тех приключений, которые делают произведение столь захватывающим.

Кроме трех фантастических повестей перу Юрия Шпакова принадлежит еще несколько фантастических рассказов, часть из которых вошла в сборник «Один процент риска» в 1965 году, а часть – в другой сборник «Испытание на прочность», изданный в 1977 году в издательстве «Жалын» (Алма-Ата) тиражом 100 тысяч экземпляров.

Авторский сборник "Испытание на прочность", 1977 г.
Авторский сборник "Испытание на прочность", 1977 г.

1). Один процент риска (11 страниц);

2). Алхимик (14 страниц);

3). Вымпел (5 страниц);

4). Корабль остается на орбите (22 страницы);

5). Испытание на прочность (15 страниц);

6). Детонатор (11 страниц);

7). Генератор «Ку-ку» (43 страницы).

Больше фантастики Ю. Шпаков не писал, его перу принадлежит только одна детективная повесть «Товарищ милиция», вышедшая отдельной книгой в 1966 году в Кемеровском книжном издательстве тиражом 15 тысяч и в мягкой обложке, который тоже в СССР потом не переиздавался.

Авторский сборник Ю. Шпакова "Кратер Циолковский" изд-ва "Престиж Бук" (2016 г.), куда вошли все фантастические произведения автора плюс детективная повесть "Товарищ милиция"
Авторский сборник Ю. Шпакова "Кратер Циолковский" изд-ва "Престиж Бук" (2016 г.), куда вошли все фантастические произведения автора плюс детективная повесть "Товарищ милиция"

Написал Юрий Шпаков еще несколько публицистических книг, но они для любителей приключений и фантастики не представляют совершенно никакого интереса, так как касаются сугубо общественной и политической жизни советского общества. Но вот как раз эти произведения автора сегодня и устарели, в отличие от его искрометной фантастики.

Вот таким образом и получается, что имеем мы сегодня три совершенно забытых фантастических произведения, каждое из которых базировалось на вполне себе новаторских как для тех давних времен идеях. Естественно, все эти повести сегодня можно прочесть в Интернете, а вот что касается пополнения книжных полок, то придется потрудиться, потому что в приличном состоянии и по адекватным ценам сегодня найти эти книги в Интернет-магазинах весьма проблематично.

Коллаж из обложек книг "Это было в Атлантиде" и "Кратер Циолковский"
Коллаж из обложек книг "Это было в Атлантиде" и "Кратер Циолковский"

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Фантастический бестселлер К. С. Волкова «Марс пробуждается», 1961 г. – прямой вызов «Гриаде», «Аэлите» и Эдгару Берроузу

Фантастический роман «На оранжевой планете» Л. Оношко стал бестселлером не только в СССР, но и во Франции с Португалией

С. Слепынин «Фарсаны», 1966 г. ~ отличный фантастический бестселлер о происхождении Тунгусского метеорита

Фантастический роман «Я вернусь через 1000 лет» Исая Давыдова, 1969 год ~ это спор автора с братьями Стругацкими

Повесть «Гипнотрон профессора Браилова» Н. Фогеля, 1962 г. – очень удачный пример научно-шпионской фантастики

Наука
7 млн интересуются