Юрий Шпаков – незаслуженно забытый советский фантаст приключенческого жанра, написавший три совершенно шикарных повести «Это было в Атлантиде», «Кратер Циолковский» и «Здравствуйте, братья!», которые включали в себя три совершенно революционные для советской фантастики тех лет идеи, хоть и косвенно, но вполне отчетливо основанные на хронопутешествиях.
Для любителей классической советской фантастики хочу открыть еще одно имя, неизвестное многим даже хорошо информированными коллекционерам-букинистам. Дело в том, что сплошь и рядом если кто и собирает старые советские фантастические книги, то в большинстве случаев только или увесистые тома, или, как минимум, с твердыми обложками.
А вот «тонких» фантастических произведений, которые выходили в обложках мягких, причем единожды, и, как правило, в издательствах региональных, то есть практически провинциальных, почему-то многие коллекционеры избегают. Ну, а раз избегают, то и не читают. И пропадают такие книги, никому не нужные, чаще просто выбрасываются, и доходят до нас в практически единичных экземплярах.
Но что самое интересное – оформлены эти книги прекрасно, на высшем уровне, и часто иллюстрировались известными столичными художниками, да и тиражи были не такими уж и маленькими – до 100 тысяч экземпляров.
В общем, хочу представить старого советского писателя-фантаста из Омска - Юрия Петровича Шпакова (1929-2009 гг.), который в начале 1960-х годов, как раз на волне «хрущевской оттепели», создал три шикарных по тем временам произведения в стиле приключенческой фантастики. То есть его не прельщали лавры таких научно-философских гигантов, как Иван Ефремов, Александр Казанцев или Георгий Мартынов с их эпическими полотнами. Юрий Шпаков, в принципе, даже фантастом не был, и все его произведения, по сути – это книжки для детей, но сделанные на достаточно высоком уровне.
А в целом Ю. П. Шпаков был просто журналистом-публицистом, тем и зарабатывал. Просто он любил фантастику и решил хоть как-то в ней отметиться. И, что удивительно, во всех трех его фантастических повестях появились идеи, которые до этого в советской фантастике практически никто не разрабатывал.
Итак, речь идет о трех фантастико-приключенческих повестях:
1). Это было в Атлантиде, 1959 г.
2). Кратер Циолковский, 1962 г.
3). Здравствуйте, братья! 1965 г.
Первая повесть впервые вышла в 1959 году в сборнике «Юный сибиряк» (сборник произведений омских писателей для детей) Омского книжного издательства тиражом 10 тысяч экземпляров, затем в 1960-м – отдельной книгой там же тиражом в 30 тысяч + 30 тысяч дополнительный тираж (см. фото ниже). Оба издания повести были снабжены иллюстрациями Б. Спорникова и Е. Куприянова, но при этом сборник 1959 года настолько редкий, что в Интернете я не нашел вообще какого-либо изображения этой книги.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВСТАВКА:
Однако мой читатель Александр И. уже после выхода этой публикации прислал мне координаты сайта, на котором обнаружились некоторые фрагменты сборника "Юный сибиряк". Скопировать их в чистом виде мне не удалось, потому что представляю скрин того, что можно было сделать:
Вторая повесть Юрия Шпакова – «Кратер Циолковский», вышла там же в 1962 году тиражом уже целых 115 тысяч экземпляров соответственно.
Третья повесть – «Здравствуйте, братья!», вышла в 1965 году в Кемеровском книжном издательстве тиражом 50 тысяч, но уже не просто отдельной книгой, а в составе сборника «Один процент риска» с несколькими фантастическими рассказами. И всё, больше эти три повести никогда не переиздавались, разве что в последние годы чуть ли не в рамках самиздата тиражами совсем уж мизерными.
А вот в СССР эти произведения были совершенно забыты.
Интересно, что повести «Кратер Циолковский» и «Здравствуйте, братья!» (как и весь сборник «Один процент риска») были проиллюстрированы известнейшим специалистом своего дела – Юрием Макаровым, который уже тогда иллюстрировал книги Александра Казанцева, А. и Б. Стругацких, а также многих других известных советских фантастов. А вот Ю. Шпаков не был известным, и каким образом его книги заинтересовала столь маститого уже тогда мастера книжной фантастической графики – непонятно.
Но факт есть факт – Юрий Макаров создал для этих двух фантастических книг просто шикарные иллюстрации. Конечно, и первая повесть Шпакова «Это было в Атлантиде» тоже была проиллюстрирована неплохим художником, так что все три книги можно считать оформленными как надо, а не тяп-ляп на «провинциальном» уровне. Я думаю, что если бы к концу 60-х политика советской цензуры не изменилась в худшую сторону, то все три повести были бы переизданы, возможно – неоднократно.
Но они так и остались только единожды изданными, в мягких переплетах и на первый взгляд морально устаревшими.
Однако «морально устаревшие» фантастические произведения особенно приключенческой направленности – это совершенно неправильное определение. Никакая фантастика не может устареть ни морально, ни физически. Вот разве могут устареть произведения Эдгара По, Жюля Верна. Герберта Уэллса, Ивана Ефремова? Нет, конечно. Они и сегодня переиздаются и читаются с огромным интересом.
А если автор не графоман, то чего бы его фантастика устаревала? Юрий Шпаков не был графоманом, мало того – он предложил в своих повестях несколько вполне себе новаторских идей.
Вот, например, в первой своей повести «Это было в Атлантиде» автор вовсю разворачивает чисто приключенческий сюжет, на который накладывается просто фантастическая находка. Где-то на просторах Сибири некие школьники, раскапывая древнее городище, находят какой-то цилиндр, который оказывается «жестким диском инопланетного компьютера», на котором записаны сведения о древнем контакте инопланетных пришельцев с жителями Атлантиды. Эта информация с одной стороны доказала, что инопланетяне существуют, а с другой ученые получили сведения о том, что существовала и мифическая Атлантида, и даже стало ясно, от чего она погибла.
Однако опять-таки – фантастическая идея в произведении не главная, она всего лишь следствие самых разных приключений, которые вокруг этой идеи разворачиваются. И Ю. Шпаков намеренно не усложняет свою повесть фантастической фабулой, чтобы не нагружать своих молодых читателей сложными научными и философскими рассуждениями. Именно такой подход позволил впоследствии многим современным критикам насмехаться над всякими несуразностями, которыми, по их мнению, переполнено произведение, в частности – над дурацкими поступками некоторых его героев.
Но с другой стороны - какое приключенческое произведение не без дурацких поступков героев? Любую беллетристику, особенно развлекательного плана, по этому критерию можно критиковать и насмехаться, и не избегнут подобной критики ни романы Жюля Верна, ни повести братьев Стругацких. Исходя из этого не подлежит критике и повесть Юрия Шпакова «Это было в Атлантиде». Вполне себе шикарное приключенческое произведение, а фантастическая надстройка только придает ему значительности.
Повесть «Кратер Циолковский» - это тоже приключенческая повесть, но фантастическая составляющая тут доминирует. Суть заключается в том, что земляне весьма активно осваивают Луну, и даже построили на ней космический центр. Но в какой-то момент на обратной стороне Луны обнаруживается замурованный в скалы инопланетный корабль, правда, инопланетян на нем нет, а есть только роботы, обслуживающие жизнедеятельность главного компьютера. Все инопланетяне давно погибли по самым разным обстоятельствам, но звездолет сохранили.
Однако эти роботы не препятствуют проникновению землян на корабль, и те, пробравшись с их помощью внутрь, обнаруживают там землянина, который более полувека пролежал в анабиозе. Когда землянин просыпается, он рассказывает историю того, как он на этом инопланетном корабле оказался. Оказывается, в 1919 году он был врачом в сибирском партизанском отряде, который попал в окружение. Доктор убегает от колчаковцев, и тут ему на помощь приходит какой-то странный человек, спустившийся с неба в стальной капсуле. Белогвардейцы этого человека ранят, но он вместе с доктором успевает скрыться в капсуле и взлетает, отправившись прямиком на Луну.
На Луне инопланетянин умирает от ран, перепоручив своего спасителя-землянина роботам. Роботы усыпляют доктора и терпеливо ждут, пока через много лет земляне не высадятся на Луну и не заберут своего соотечественника восвояси, а попутно решат и их судьбу.
Это такая фантастическая идея, но на самом деле главные герои повести претерпевают множество приключений, которые придуманы и выписаны совсем не графоманом, а мастером своего дела.
Третья повесть Ю. Шпакова – «Здравствуйте, братья!», имеет уже более глобальную фабулу, связанную с освоением дальних планет, но смысл произведения все тот же – приключения. Идея такова – в один прекрасный момент с Земли стартует звездолет, отправившийся в другие галактики на поиски пригодной для жизни людей планеты. Приключения разворачиваются прямо в Космосе, потом они переносятся на планету Аврора, куда звездолет путешествовал целых 30 лет. На Авроре обнаруживаются злобные чудовища и странные дикари, с которыми двое оставшихся в живых астронавтов ведут трудную борьбу.
Но одновременно на этой Авроре обнаруживается настоящий сюрприз – целая колония землян, которые прилетели на эту планету за несколько лет до наших героев. Оказывается, что пока звездолет летал в Космосе на малых скоростях, люди на Земле придумали «нуль-транспортировку», то есть могли перемещаться по Космосу буквально за часы. Таким образом они и опередили своих предков, и можно подумать, что двое астронавтов, прибывших на уже давно заселенную землянами планету, совершенно зря претерпели все эти лишения во время столь длительного путешествия.
Но все на самом деле вышло по-другому, по крайней мере для читателя. Если бы автор повести не придумал такой оригинальный ход, то и не было бы всех тех приключений, которые делают произведение столь захватывающим.
Кроме трех фантастических повестей перу Юрия Шпакова принадлежит еще несколько фантастических рассказов, часть из которых вошла в сборник «Один процент риска» в 1965 году, а часть – в другой сборник «Испытание на прочность», изданный в 1977 году в издательстве «Жалын» (Алма-Ата) тиражом 100 тысяч экземпляров.
1). Один процент риска (11 страниц);
2). Алхимик (14 страниц);
3). Вымпел (5 страниц);
4). Корабль остается на орбите (22 страницы);
5). Испытание на прочность (15 страниц);
6). Детонатор (11 страниц);
7). Генератор «Ку-ку» (43 страницы).
Больше фантастики Ю. Шпаков не писал, его перу принадлежит только одна детективная повесть «Товарищ милиция», вышедшая отдельной книгой в 1966 году в Кемеровском книжном издательстве тиражом 15 тысяч и в мягкой обложке, который тоже в СССР потом не переиздавался.
Написал Юрий Шпаков еще несколько публицистических книг, но они для любителей приключений и фантастики не представляют совершенно никакого интереса, так как касаются сугубо общественной и политической жизни советского общества. Но вот как раз эти произведения автора сегодня и устарели, в отличие от его искрометной фантастики.
Вот таким образом и получается, что имеем мы сегодня три совершенно забытых фантастических произведения, каждое из которых базировалось на вполне себе новаторских как для тех давних времен идеях. Естественно, все эти повести сегодня можно прочесть в Интернете, а вот что касается пополнения книжных полок, то придется потрудиться, потому что в приличном состоянии и по адекватным ценам сегодня найти эти книги в Интернет-магазинах весьма проблематично.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: