Друзья, 210 лет назад родился невероятный архитектор, основоположник художественной династии Николай Леонтьевич Бенуа.
Сегодня вспоминаем, что Николай Леонтьевич сделал не только для музея-заповедника и города Петергоф, но и для Санкт-Петербурга⬇
Николай Леонтьевич Бенуа (1813 – 1898) – выдающийся зодчий, академик и профессор архитектуры, главный архитектор Петергофского дворцового правления, основоположник художественной династии, из которой вышли талантливые художники, архитекторы, скульпторы, композиторы.
Детство и юношество
Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа, французского повара-кондитера, метрдотеля при дворе императора Павла I и Екатерины Андреевны Гроппе, немке по происхождению, фрейлины императрицы Марии Фёдоровны, которая впоследствии стала крёстной матерью Николая Леонтьевича. Начальное образование Николай получил в школе при лютеранском приходе святых Петра и Павла («Петершуле»). В четырнадцать лет он поступил в Академию художеств, где ему предоставили полный пансион благодаря покровительству его крёстной матери. Его выпускной работой в Академии был проект Училища правоведения, за который 27 сентября 1836 года Николай Бенуа получил Большую золотую медаль, был награждён шпагой и правом на заграничную поездку для продолжения обучения. Перед поездкой за границу Николай Бенуа должен был пройти строительную практику. Её он проходил в качестве чертёжника у архитектора Константина Андреевича Тона. Николай Бенуа участвовал в строительстве церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.
Заграничные поездки
В июне 1840 года молодой архитектор выехал за границу, где посетил Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. В Италии он провел 2 года, изучая выдающийся памятник итальянской готики – собор в городке Орвието, расположенном недалеко от Рима. Вот что пишет об этом периоде в жизни своего отца Александр Николаевич Бенуа, знаменитый художник-сценограф, в своих воспоминаниях:
«С утра до вечера они проводили за работой, обмеривая и зачерчивая каждую деталь собора, для чего, с разрешения св. отца, были построены специально для них строительные леса. Не желая оставаться в долгу перед таким одолжением, русские архитекторы собственноручно и за свой счет вымыли губками весь собор».
Несмотря на непростые условия и примитивное освещение, чертежи собора отличаются точным исполнением сложнейших деталей, виртуозной акварельной техникой. Интересно, что во Франции были изданы результаты исследования памятника, которые считались образцовыми в изучении архитектуры собора в Орвието.
В Санкт-Петербург Николай Бенуа вернулся в 1846 году, сразу же был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1847 году Бенуа получил звание академика.
Главный архитектор Петергофа
Первое крупное сооружение Николая Бенуа — неоготические конюшни в Петергофе, построенные по личному заказу Николая I. За эту работу ему был вручён орден Станислава четвёртой степени.
В 1850 году его назначили главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении. Тогда же он приступил к строительству фрейлинских корпусов близ Большого петергофского дворца. Им же было построено здание петергофского вокзала в неоготическом стиле. Одновременно с этим вокзалом, Бенуа построил вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и Красном Селе. Вместе с А. К. Кавосом Николай Бенуа построил здание почты, решённое также в неоготическом стиле. Кроме того, в Петергофе архитектором были построены часовня на Торговой площади, Официантский дом, Придворный госпиталь и Богадельня. В 1853 году архитектор приступает к строительству Фрейлинских корпусов для проживания гостей императорской фамилии, органично вписывая их в уже существующий ансамбль Большого петергофского дворца, что требовало высочайшего мастерства.
Проект благоустройства Нижнего парка
Николай Леонтьевич также занимался оформлением и благоустройством Нижнего парка. Проект Н.Л. Бенуа не только служит прекрасным примером такой работы в последней трети XIX века, но и интересен зафиксированным на нем изображением дуба. По преданию, это дерево собственноручно было посажено Петром I. В поднесенных императору Александру II в августе 1858 года описаниях деревьев петергофских садов, составленных титулярным — советником K.C. Чудиновым, содержатся следующие сведения:
«...10 заложении Петергофа в 1711 году, [Петр I] приступил к постройке Дворцов, садов и фонтанов; в Нижнем же саду подле проезжей дороги и неподалеку от каменного Дворца, посажено было дубовое дерево на видном месте, которое в продолжение многих лет против прочих деревьев разрослося... когда сей дуб одевается листом, то делает необыкновенную красоту. Старожилы уверяют, что при посадке сего дуба, Государь изволил под корень положить полуимпериал».
За предоставленные сочинения К. Э. Чудинову было Высочайше пожаловано 150 рублей серебром и бриллиантовый перстень с изумрудом. Слова восхищения красотой этого дуба, имеющего необыкновенно широкие и крепкие ветви, также зафиксированы в трудах Я. Штелина и А. Гейрота.
«Петровский» дуб Марлинского сада был уничтожен во время немецкой оккупации Петергофа. Сегодня его изображением можно полюбоваться на нескольких сохранившихся фотографиях и открытках дореволюционного периода, а также на представленном Проекте Николая Леонтьевича Бенуа.
В 1857 году Николай Леонтьевич Бенуа получил звание профессора Академии художеств. В 1859-1960 годах по его проекту была проведена капитальная реконструкция Большого грота и каскада, Самсоновского ковша и канала, фонтанов восточной части Нижнего парка, Марлинского каскада. В 1857 году архитектор завершил свою работу, связанную с Петергофом.
Жизнь «после» Петергофа
В 1863 году Николай Бенуа был назначен главным архитектором императорских театров, сменив на этом посту А. К. Кавоса. Первой работой зодчего на этой должности стал театр в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). С его же участием перестраивался Александринский театр, строился Мариинский театр, был построен летний деревянный театр в Павловске.
Во время правления Александра II к архитектору стало приходить всё меньше государственных заказов. Новый император вёл более экономную деятельность. В это время Николай Бенуа начал работать над частными заказами. Для Шереметевых зодчим был построен новый дворовой флигель Шереметевского дворца на Фонтанке. По его проекту были построены дом князя Касаткина-Ростовского (наб. р. Мойки, 84), дом Шульца на Литейном проспекте, дом Кребера на углу улиц Рылеева и Маяковского (тогда - Спасской и Надеждинской соответственно), ферма в усадьбе Ульянка на Петергофском шоссе, дом Общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной (совместно с А. И. Кракау), арестный дом в Александроневской части (совместно с А. Р. Гешвендом).
Из-за сократившегося объёма заказов у Николая Бенуа появилась возможность заняться активной общественной деятельностью. В 1857 году Николай Леонтьевич Бенуа стал профессором Академии художеств и завершил свою работу, связанную с Петергофом. В 1863 году он был назначен главным архитектором императорских театров. В 1868 году он предложил свою кандидатуру в гласные Городской думы и с тех пор избирался туда каждые четыре года. Вскоре он стал членом Городской строительной комиссии, позже ставшей Городской управой. В апреле 1873 года он стал заведующим её строительной частью. Через Бенуа проходили все городские проекты. В 1890-1893 годах зодчий был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов.
Дачная жизнь
В летнее время семья Николая Леонтьевича Бенуа перебиралась в Петергоф, на дачу, где с особой торжественностью отмечали день рождения главы семейства. Это событие подробно описывает его сын, Александр Николаевич Бенуа в своих воспоминаниях:
«Середина лета была отмечена рядом семейных празднеств…Однако из всех этих торжественных дней, бесспорно самым торжественным было именно 1 июля. Уже к завтраку съезжались многочисленные папины сослуживцы, к обеду собирался весь синклит нашей многочисленной родни. Казалось, что сама погода, наша северная, капризная погода щадила это сборище милых людей, ибо я положительно не помню, чтобы 1 июля когда-либо шел дождь, а раз не было дождя, то совершенно естественно было устраивать стол (или столы) в саду…» [по старому стилю день рождения отмечался 1 июля].
Николай Леонтьевич Бенуа умер 11 декабря 1898 года. Его похоронили на римско-католическом кладбище Выборгской стороны в им же построенной церкви святой Марии. Николай Леонтьевич Бенуа стал родоначальником творческой династии Бенуа, из которой вышли известные художники, архитекторы и искусствоведы.
Музей семьи Бенуа в Петергофе
Уже в 1988 году в одном из зданий Фрейлинских корпусов был открыт Музей семьи Бенуа, посвященный уникальной династии, где есть возможность в реконструированном кабинете архитектора увидеть чертежи и проекты, созданные им, личные вещи, фотографии, письма.
С 22 апреля по 15 октября 2023 года музей открыт по субботам и воскресеньям с 10:30 до 18:00. Вход в музей и работа касс до 17:00.
Благодарим за помощь в подготовке материала заведующего отделом музейных исследований Павла Петрова, заведующего отделом «Малые музеи» Юлию Артемову, хранителя фонда «Архив» Марину Щербакову. Все изображения находятся в фондах ГМЗ «Петергоф».