Найти тему
Поговорим?

Журналист & Блогер

Блогер и журналист — казалось бы, два разных направления деятельности, но сейчас, в двадцать первом веке, они очень часто пересекаются в своём роде и многие люди считают, что они стали схожими.

Давайте рассмотрим, что же общего у этих занятий и насколько они, на самом деле, различны. 

И блогер, и журналист делают одно общее дело — информируют свою аудиторию.

Важно отметить, что по закону, блогер является СМИ с аудиторией от 3 тысяч человек.

В плане информирования людей, у блогера и журналиста имеются различия. Рассмотрим их.

У блогера есть выбор, что публиковать, когда публиковать, где публиковать, или же не публиковать ничего вовсе в рамках закона Российской Федерации (РФ). Ответственность за это по трудовому кодексу не понесёт, так как блогерская деятельность не считается официальной.

Журналист, в первую очередь работающий в холдинге, компании, агентстве, несёт ответственность за публикации и вещание не только по трудовому кодексу, но и по иным кодексам. Это связанно с тем, что журналистика является государственным СМИ.

Так, например журналист, работающий в печатном издании, может понести административную ответственность, а журналист, работающий на телевидении, условно в прямом эфире, может понести и уголовную ответственность.

Далее, в конституции РФ прописаны законы, регулирующие журналистскую деятельность. Например:

  • Закон о защите авторских прав
  • Закон о лицензировании журналисткой деятельности 
  • Закон о цензуре СМИ 
  • Закон о запрете распространения конфиденциальной информации и т.д.

Я упомянула, что блоги с аудиторией от 3000 тысяч человек являются СМИ, в связи с чем они подчиняются законам, регулирующим деятельность СМИ.

Блоги, с аудиторией менее 3000 тысяч человек обязаны следовать общепринятым законам Конституции РФ касаемо правил поведения в сети Интернет.

Примеры законов, которые должны соблюдать блоги-СМИ:

  • Закон об уплате налогов (для тех, кто зарегистрирован как ИП) 
  • Закон об оскорблении чести и достоинства человека 
  • Закон о защите авторских прав 
  • Закон о защите прав потребителей (для тех, кто оформлен как ИП)
  • Закон о предвыборных агитациях
  • Закон о распространении экстремистских материалов
  • Маркировка своих изданий по возрастной категории

Есть общий пункт, которому следуют и журналист, и блогер.

• Этические правила.

Но здесь также присутствует различие. Журналист обязан следовать журналисткой этике из-за специфики работы, блогер же не обязан следовать этим правилам. 

Суть сетевого этикета заключается в том, чтобы быть честным со своей аудиторией, пользоваться правилом фактчекинга (двойная перепроверка информации), заниматься рерайтингом (искать нужную информацию и фильтровать её, оставляя достоверные факты) и не нарушать авторские права. В журналистской этике есть дополнительные пункты, но основные я перечислила выше. 

Людям и первого, и второго вида деятельности необходимо прибегнуть к использованию этих правил, потому что они обеспечивают положительную репутацию, помогают завоевать доверие и народную любовь, для принятия во внимание и серьезного отношения к этим персонам. 

Также важно помнить, почему журналистика считается «четвёртой властью». 

Журналистика имеет огромные силу и влияние на общественное мнение. От них зависит, какая информация будет поступать в реальность и как сильно после этого она может измениться как у отдельного человека, так и у целого народа. 

Блогеры тоже обладают определённой властью, так как они являются СМИ, но зачастую они публикуют недостоверную, не проверенную информацию или информацию без ссылок на источники и т.п. В таком случае блогеры не являются источниками передачи информации, которым можно доверять или на которые можно опираться, чтобы строить свою реальность.

У журналистов же есть правило фактчекинга, о котором я рассказывала выше.

Таким образом, невольно в голове крутится мысль о том, что как бы направления «блогер» и «журналист» не пересекались в Интернете или реальности, они словно всегда будут разными. Начиная с наличия соответствующего образования и заканчивая тем, что журналист выполняет свою работу и часто «должен», а блогер в общем-то нет, хотя он также делает своё дело. 

Но на этот вопрос можно посмотреть и с другой стороны — творческой. 

Вспомним Ксению Собчак. Она имеет образование журналиста и бэкграунд в виде работы на телевидении. На данный момент она не работает на Российском телевидении, ведёт свою программу на ютуб-канале, в которой в качестве интервьюера берёт биографические интервью у разных героев, тем самым раскрывая их личности для зрителей.

Обращу ваше внимание на факт того, что интервью — это жанр журналистики. 

Помимо этого она ведёт телеграм-канал, в котором обозревает политические новости. У Собчак многомиллионная аудитория, в связи с чем она считается СМИ. 

Этим примером я хочу показать, что в данном случае есть и различия, и сходства между блогером и журналистом, поскольку здесь эти две деятельности пересекаются и происходит главный посыл этих профессий — информирование людей. 

Подводя итог, хочется сказать, что блогер и журналист имеют как сходства, так и различия, как и многие другие виды деятельности. Главное, что люди этих профессий стремятся к самому главному фактору СМИ - обеспечение объективной реальности в информационном поле людей.