Блогер и журналист — казалось бы, два разных направления деятельности, но сейчас, в двадцать первом веке, они очень часто пересекаются в своём роде и многие люди считают, что они стали схожими.
Давайте рассмотрим, что же общего у этих занятий и насколько они, на самом деле, различны.
И блогер, и журналист делают одно общее дело — информируют свою аудиторию.
Важно отметить, что по закону, блогер является СМИ с аудиторией от 3 тысяч человек.
В плане информирования людей, у блогера и журналиста имеются различия. Рассмотрим их.
У блогера есть выбор, что публиковать, когда публиковать, где публиковать, или же не публиковать ничего вовсе в рамках закона Российской Федерации (РФ). Ответственность за это по трудовому кодексу не понесёт, так как блогерская деятельность не считается официальной.
Журналист, в первую очередь работающий в холдинге, компании, агентстве, несёт ответственность за публикации и вещание не только по трудовому кодексу, но и по иным кодексам. Это связанно с тем, что журналистика является государственным СМИ.
Так, например журналист, работающий в печатном издании, может понести административную ответственность, а журналист, работающий на телевидении, условно в прямом эфире, может понести и уголовную ответственность.
Далее, в конституции РФ прописаны законы, регулирующие журналистскую деятельность. Например:
- Закон о защите авторских прав
- Закон о лицензировании журналисткой деятельности
- Закон о цензуре СМИ
- Закон о запрете распространения конфиденциальной информации и т.д.
Я упомянула, что блоги с аудиторией от 3000 тысяч человек являются СМИ, в связи с чем они подчиняются законам, регулирующим деятельность СМИ.
Блоги, с аудиторией менее 3000 тысяч человек обязаны следовать общепринятым законам Конституции РФ касаемо правил поведения в сети Интернет.
Примеры законов, которые должны соблюдать блоги-СМИ:
- Закон об уплате налогов (для тех, кто зарегистрирован как ИП)
- Закон об оскорблении чести и достоинства человека
- Закон о защите авторских прав
- Закон о защите прав потребителей (для тех, кто оформлен как ИП)
- Закон о предвыборных агитациях
- Закон о распространении экстремистских материалов
- Маркировка своих изданий по возрастной категории
Есть общий пункт, которому следуют и журналист, и блогер.
• Этические правила.
Но здесь также присутствует различие. Журналист обязан следовать журналисткой этике из-за специфики работы, блогер же не обязан следовать этим правилам.
Суть сетевого этикета заключается в том, чтобы быть честным со своей аудиторией, пользоваться правилом фактчекинга (двойная перепроверка информации), заниматься рерайтингом (искать нужную информацию и фильтровать её, оставляя достоверные факты) и не нарушать авторские права. В журналистской этике есть дополнительные пункты, но основные я перечислила выше.
Людям и первого, и второго вида деятельности необходимо прибегнуть к использованию этих правил, потому что они обеспечивают положительную репутацию, помогают завоевать доверие и народную любовь, для принятия во внимание и серьезного отношения к этим персонам.
Также важно помнить, почему журналистика считается «четвёртой властью».
Журналистика имеет огромные силу и влияние на общественное мнение. От них зависит, какая информация будет поступать в реальность и как сильно после этого она может измениться как у отдельного человека, так и у целого народа.
Блогеры тоже обладают определённой властью, так как они являются СМИ, но зачастую они публикуют недостоверную, не проверенную информацию или информацию без ссылок на источники и т.п. В таком случае блогеры не являются источниками передачи информации, которым можно доверять или на которые можно опираться, чтобы строить свою реальность.
У журналистов же есть правило фактчекинга, о котором я рассказывала выше.
Таким образом, невольно в голове крутится мысль о том, что как бы направления «блогер» и «журналист» не пересекались в Интернете или реальности, они словно всегда будут разными. Начиная с наличия соответствующего образования и заканчивая тем, что журналист выполняет свою работу и часто «должен», а блогер в общем-то нет, хотя он также делает своё дело.
Но на этот вопрос можно посмотреть и с другой стороны — творческой.
Вспомним Ксению Собчак. Она имеет образование журналиста и бэкграунд в виде работы на телевидении. На данный момент она не работает на Российском телевидении, ведёт свою программу на ютуб-канале, в которой в качестве интервьюера берёт биографические интервью у разных героев, тем самым раскрывая их личности для зрителей.
Обращу ваше внимание на факт того, что интервью — это жанр журналистики.
Помимо этого она ведёт телеграм-канал, в котором обозревает политические новости. У Собчак многомиллионная аудитория, в связи с чем она считается СМИ.
Этим примером я хочу показать, что в данном случае есть и различия, и сходства между блогером и журналистом, поскольку здесь эти две деятельности пересекаются и происходит главный посыл этих профессий — информирование людей.
Подводя итог, хочется сказать, что блогер и журналист имеют как сходства, так и различия, как и многие другие виды деятельности. Главное, что люди этих профессий стремятся к самому главному фактору СМИ - обеспечение объективной реальности в информационном поле людей.