Найти тему

«Иван Грозный» завершает еще один трудный сезон в Большом

Сначала жизнерадостный «Дон Кихот», потом трагическая «Баядерка»… И вот теперь - суровый «Иван Грозный».

Программка вот, состав исполнителей внутри:

Князь Курбский — Денис Захаров

Как-то так вышло, что я этого артиста совсем не знаю. Он - «начинающий» Курбский, с этой зимы, кажется. Вначале я даже подумала, что это и вовсе дебют, и от неуверенности артист здорово переигрывает - при каждом шаге посохом об землю хвать! Совсем дорогого импортного линолеума не жалеет...

Первое, что мне пришло в голову — и без всякой истории с Анастасией ему дорога в Литву. Персонажу, конечно. С такими дергаными, угловатыми движениями князь выглядел больше как нервный юноша-айтишник: вы тут меня не цените, а я вам покажу!

Как часто бывает в этом балете, перелом наступил при взятии Казани. Ну любят наши люди пройтись стремительным домкратом (с).

Когда настало время выбора, кому подать царице смертоносную чашу, Курбский уже ощущал себя гораздо свободнее , но все же не сразу нашел, куда пристроить руки — помните этот частокол приклеенных к тронному возвышению ладоней?

Но только в последней сцене я, наконец, поняла, почему выбрали именно этого молодого артиста: у него очень красивый, мощный, зависающий в воздухе прыжок. Правда, мне показалось, что погоня была сильно сокращена — обычно князь-диссидент то скачет, то летит, потом останавливается и смотрит, как Лики смерти заносят свои косы над еще ничего не подозревающими боярами; потом опять скачет, летит, прячется за холмом… А тут один круг — и все, он был таков…

Жаль, я не приготовила заранее фотоаппарат и на поклонах застала только удаляющуюся в кулисы спину…

-3

А посмотреть было на что: зрители встретили его общим «а-ах!», сам артист очень трогательно отвечал на аплодисменты, под конец опустился на одно колено, голову склонил и совершенно растворился в искусстве.

Анастасия – Анна Никулина

Для меня Анна Никулина – идеальная лирическая героиня Григоровича. Мне очень нравится ее Фригия, думаю, она была бы замечательной Катериной, если бы в Большом театре по-прежнему шел «Каменный цветок». Ее Анастасия – совершенно такая, как пишут немногочисленные летописи: нежная, кроткая, заботливая, всегда рядом, всегда готовая прийти на помощь или смягчить буйный нрав самодержавного властителя.

-4

Если условно разделить партию на две части — живая Анастасия и ее призрак во втором акте, то у разных Анастасий, как мне кажется, лучше получается та или другая — как Одетта и Одиллия, или Жизель, ставшая виллисой…

У Анны Никулиной, по моим ощущениям, Анастасия всегда одна. Это не холодный призрак, от нее по-прежнему исходит тепло; и эти вытянутые ладони, как на иконописных образах — все равно живые, трепетные и ласковые. Даже после смерти она — все та же любящая женщина, только без всякой телесной оболочки. У нее осталась одна душа, все такая же преданная, стойкая и чистая.

Царь Иван IV — Михаил Лобухин

Меня всегда охватывает некоторая паника: сейчас этот балтийский ураган все здание разнесет в кирпич, либо над собой что-нибудь сделает.

Нет, правда – когда «Казань брал, Астрахань брал», Грозный летит через всю сцену на такой скорости, что сохранность расположенной как раз в противоположной стороне директорской ложи совсем не очевидна.

Этот спектакль, пожалуй, самый тяжелый из всего мирового балета - даже для зрителей. А уж как артисты выдерживают, я и вовсе не знаю. Знаете, одно время по ТВ часто показывали монолог Хлопуши на Таганке, там Высоцкий бросается на растянутые цепи: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека…» Вот примерно так.

Про разговор Царя с Богом не спрашивайте, это не поддается описанию словами.

Цветов принесли — море!

Я всегда стараюсь прийти пораньше, особенно в выходные. В этот раз времени пять минут седьмого, и уже весь стол слева от входа целиком цветами заполнен.

Открою страшную тайну! Сама только вчера узнала:

Заметили, что дирижеры чаще всего так сиротливо стоят на поклонах, ни одного цветочка, как будто зрители их совсем не ценят?

Так вот это совсем не так!

Оказывается, некоторые - «такие нравные»! Просят все букеты не выносить на всеобщее обозрение, а к себе на дирижерский пульт сложить. Ну ладно, как в том анекдоте: доктор сказал « на пульт» - значит, на пульт.

Зрители не расходились, пока в зале окончательно не погасили свет.

P.S.

Предыдущие статьи о разных театрах здесь,

Про разные города и страны — тут.