Сначала жизнерадостный «Дон Кихот», потом трагическая «Баядерка»… И вот теперь - суровый «Иван Грозный».
Программка вот, состав исполнителей внутри:
Князь Курбский — Денис Захаров
Как-то так вышло, что я этого артиста совсем не знаю. Он - «начинающий» Курбский, с этой зимы, кажется. Вначале я даже подумала, что это и вовсе дебют, и от неуверенности артист здорово переигрывает - при каждом шаге посохом об землю хвать! Совсем дорогого импортного линолеума не жалеет...
Первое, что мне пришло в голову — и без всякой истории с Анастасией ему дорога в Литву. Персонажу, конечно. С такими дергаными, угловатыми движениями князь выглядел больше как нервный юноша-айтишник: вы тут меня не цените, а я вам покажу!
Как часто бывает в этом балете, перелом наступил при взятии Казани. Ну любят наши люди пройтись стремительным домкратом (с).
Когда настало время выбора, кому подать царице смертоносную чашу, Курбский уже ощущал себя гораздо свободнее , но все же не сразу нашел, куда пристроить руки — помните этот частокол приклеенных к тронному возвышению ладоней?
Но только в последней сцене я, наконец, поняла, почему выбрали именно этого молодого артиста: у него очень красивый, мощный, зависающий в воздухе прыжок. Правда, мне показалось, что погоня была сильно сокращена — обычно князь-диссидент то скачет, то летит, потом останавливается и смотрит, как Лики смерти заносят свои косы над еще ничего не подозревающими боярами; потом опять скачет, летит, прячется за холмом… А тут один круг — и все, он был таков…
Жаль, я не приготовила заранее фотоаппарат и на поклонах застала только удаляющуюся в кулисы спину…
А посмотреть было на что: зрители встретили его общим «а-ах!», сам артист очень трогательно отвечал на аплодисменты, под конец опустился на одно колено, голову склонил и совершенно растворился в искусстве.
Анастасия – Анна Никулина
Для меня Анна Никулина – идеальная лирическая героиня Григоровича. Мне очень нравится ее Фригия, думаю, она была бы замечательной Катериной, если бы в Большом театре по-прежнему шел «Каменный цветок». Ее Анастасия – совершенно такая, как пишут немногочисленные летописи: нежная, кроткая, заботливая, всегда рядом, всегда готовая прийти на помощь или смягчить буйный нрав самодержавного властителя.
Если условно разделить партию на две части — живая Анастасия и ее призрак во втором акте, то у разных Анастасий, как мне кажется, лучше получается та или другая — как Одетта и Одиллия, или Жизель, ставшая виллисой…
У Анны Никулиной, по моим ощущениям, Анастасия всегда одна. Это не холодный призрак, от нее по-прежнему исходит тепло; и эти вытянутые ладони, как на иконописных образах — все равно живые, трепетные и ласковые. Даже после смерти она — все та же любящая женщина, только без всякой телесной оболочки. У нее осталась одна душа, все такая же преданная, стойкая и чистая.
Царь Иван IV — Михаил Лобухин
Меня всегда охватывает некоторая паника: сейчас этот балтийский ураган все здание разнесет в кирпич, либо над собой что-нибудь сделает.
Нет, правда – когда «Казань брал, Астрахань брал», Грозный летит через всю сцену на такой скорости, что сохранность расположенной как раз в противоположной стороне директорской ложи совсем не очевидна.
Этот спектакль, пожалуй, самый тяжелый из всего мирового балета - даже для зрителей. А уж как артисты выдерживают, я и вовсе не знаю. Знаете, одно время по ТВ часто показывали монолог Хлопуши на Таганке, там Высоцкий бросается на растянутые цепи: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека…» Вот примерно так.
Про разговор Царя с Богом не спрашивайте, это не поддается описанию словами.
Цветов принесли — море!
Я всегда стараюсь прийти пораньше, особенно в выходные. В этот раз времени пять минут седьмого, и уже весь стол слева от входа целиком цветами заполнен.
Открою страшную тайну! Сама только вчера узнала:
Заметили, что дирижеры чаще всего так сиротливо стоят на поклонах, ни одного цветочка, как будто зрители их совсем не ценят?
Так вот это совсем не так!
Оказывается, некоторые - «такие нравные»! Просят все букеты не выносить на всеобщее обозрение, а к себе на дирижерский пульт сложить. Ну ладно, как в том анекдоте: доктор сказал « на пульт» - значит, на пульт.
Зрители не расходились, пока в зале окончательно не погасили свет.
P.S.
Предыдущие статьи о разных театрах здесь,
Про разные города и страны — тут.