Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Расстрелы за эшелоны под откосом

Архивный документ как товарищ Сталин, якобы, расстреливал всех непричастных. На сей раз речь о происшествиях на советских железных дорогах. Документ любопытный, но интереснее что именно врут сегодня об этих процессах в газетах.

Попалась на глаза объёмистая «историческая» статья в «Коммерсант Власти». Там прямо с первых строк гремит контр-революционным перестуком колёс:

«Кто был главным виновником чудовищных железнодорожных…»

Даже не сомневаюсь, догадались кто именно был. Да-да, попыхивая трубочкой, наверняка, лично отвинчивал гайки и расшатывал костыли в шпалах.

У журналистов некоторая каша в головах. Они легко в соседних предложениях перескакивают из 1946 года в 1935-й. Почему после крупной аварии на дороге, где погибло более сотни человек в 1946 году, было создано Главное управление безопасности движения при наркомате путей сообщения я понимаю. Не понимаю почему оно было создано в 1937 году. Это как?

Не вникайте, у журналистов-историков горячая строка идёт. Заранее понятно, кто во всём виноват:

«Однако виновниками катастроф оказались не мифические вредители, а вполне конкретные руководители».

Да-да, с особым цинизмом. Попыхивая трубочкой, я же говорил. Попутно нам сообщат, если бы в поезде не ехали иностранные дипломаты, Сталин и не почесался бы.

Журналисты лупят по неокрепшим мозгам страшной статистикой. Вот хрустящий булками царский 1913-й год. Что же, поезда не сходят с рельс?

Сходят, ещё как – 6140 аварий на железке за год! Но как же, мирный, цветущий, довоенный и шесть тысяч под откос? Два десятка составов каждый день?!

Это не страшно, - говорят журналисты, - у злодейских большевиков к началу тридцатых статистика стала в полтора раза хуже!

Мягко говоря, после разрухи Мировой и Гражданской вообще удивительно, что по дорогам что-то ездило. Аварийность и правда повысилась в полтора раза.

Забывают добавить, что уже к тридцатым грузооборот у большевиков вырос к тому самому цветущему больше, чем в два раза. А пассажиров стали возить в пять раз больше!

За такое медаль надо давать! Собственно и давали, работа по наведению порядка на железной дороге была проделана нешуточная. Кто не помнит, товарищ Дзержинский не только ВЧК основал, но и Чрезвычайную комиссию по железным дорогам.

Впрочем, статистика аварийности любопытная. В 1913 году произошло, как и говорили, 6140 аварий. К концу двадцатых зашкалило за девять тысяч. При таком росте перевозок не сказать, чтобы ужас-ужас.

Разумеется, нам не преминут сообщить, что в странах «цивилизованных» поезда даже близко так не бились. Мол, в Британии в 1922 году на миллион километров путей падало всего одно происшествие. А в России большевиков аж 65!

Сравнивать тысячи километров перегонов по Сибири с коротенькими дорожками по британским долинкам – глупость несусветная. Как и сравнивать разруху Гражданской с благополучной Англией, которая грела на этом ручки в лайковых перчатках.

Но эти данные не такие страшные. Растут перевозки, растут происшествия. Десять тысяч в год на такую страну, как СССР, не сказать, чтобы много. Опять же, не каждое происшествие – крушение, хватало и мелких неприятностей и задержек движения.

А теперь посмотрим, что творилось на дорогах в 1935 году. Крепко сидите? Приказ наркома Кагановича от 19 марта 1935 года:

«Число крушений и аварий на железных дорогах всё еще велико и за последнее время продолжает расти. За один 1934 год было 62 тысячи аварий и крушений.
Только за 1934 год было повреждено в различной степени около семи тысяч паровозов, разбито четыре с половиной тысячи вагонов и повреждено свыше шестидесяти тысяч вагонов. Убитых в связи с крушениями сотни людей, раненых — тысячи».

И ещё пугающая статистика. В том же 1934 году дорога получила почти 120 тысяч вагонов. Больше половины из них ушли на замену разбитых вагонов!

Интереснее другое – а что случилось? Как шесть или даже девять тысяч происшествий вдруг превратились в шестьдесят? На машинистов напала эпидемия сонливости?

Журналисты сообщают, что видели проект этого приказа. С правками лично товарища Сталина. Якобы, в оригинале Каганович хотел написать про 180 тысяч аварий. Но Сталин лично вычеркнул и дописал вместо этого 60. А то народ взбунтуется.

Веры этому никакой, потому что ни проекта документа, ни его экспертизы никто в глаза не видел. Никто, кроме журналистов, которые в своё исследование набросали кучу крайне странных фотографий дымящихся разбитых паровозов, но ни одной фотокопии документов.

Факт, что на дороге происходило неладное. Конечно же, никакого следствия выделяемых миллионами из-за рубежа денег в этом не было. Как не было и результата работы сотен и тысяч шпионов капстран, пытающихся свалить власть гадких большевиков. Исключительно безалаберность товарища Сталина.

Давайте почитаем документ из архива РГАСПИ. Датирован третьим марта 1938 года.

Напечатан на простой бумаге, никаких подписей не содержит. Собственно, никакой это и не документ. Как бы ни пытались уверить нас в этом историки. Я таких за вечер три папки накропаю.

Перед нами целое постановление ЦК партии. Обратите внимание, не Политбюро, а прямо всего Центрального комитета в полном составе. Всех ста тридцати девяти членов с кандидатами.

Называется «О крушениях поездов на Омской железной дороге». Знакомые буковки в уголке - ну да, опять «особая папка».

В постановлении сообщается о крушении шести поездов. Номера идут парами, видимо, речь о столкновениях составов. У Вас там диспетчеров вообще не было?

Сталин в решении ЦК приказывает провести выездные сессии Военного трибунала. Причём, на трёх разных станциях.

Указано, что заседание должно быть открытым, с участием обвинения и защиты. Ну слава Вышинскому, без поручения Сталина у нас же Трибуналы без прокурора и защитника проходили. Подмахнут на троих всех к стенке и привет.

Мне вот любопытно, а Военный трибунал это кто? Есть трибуналы округа, есть гарнизонные, есть Военная коллегия, в конце концов. Вы кого по станциям везти-то собрались?

И кстати, если уж так охота собрать открытый процесс… Чего бы все три производства не заслушать в Омске? И военным прокурорам по дальним станциям не трястись.

А дальше потрясающая фраза постановления:

«Ко всем виновным в организации крушений указанных поездов применить расстрел».

Нет, это положительно чудесно. ЦК судебным органом не является, никаких расстрелов никому присуждать не может. Да и зачем тогда суд трибунала? Сталин-то уже всё решил!

Может в прилагаемом документе разгадка? Приложена записка с очень странным заголовком «От товарища Бакулина».

Секретарь-то не в курсе кто это. Потому и перепечатала так записку. Поможем секретарю, Алексей Венедиктович тогда был наркомом путей сообщения Союза. Так, всего-навсего.

Нарком пишет, что в последнее время резко выросла аварийность на этой дороге. Оказывается, все три столкновения – из-за неправильного проезда на семафор.

Хотя нет, в письме наркома написано не семафор, а светофор. Никого сегодня этим не удивить. Даже название такое есть «железнодорожный светофор», отличается от обычного много чем, например, более направленным раструбом, чтобы не слепить соседние пути.

Одна беда, в 1938 году никто ещё так не говорил. Даже новомодные светофоры продолжали по старинке называть семафорами. Да и на большинстве старых станций стояли именно семафоры. Да, с ночными электрическим огнями, но вполне с качающейся стрелкой.

Не верите? Горячо рекомендую детский стишок про дядю Стёпу:

«От вокзала до вокзала
Сделал рейсов я немало,
Но готов идти на спор
Это новый семафор».

Бакулин требует всех виновных показательно расстрелять и сообщить об этом в печати. Какой, однако, кровожадный был у нас нарком.

Впрочем, неудивительно, уже через месяц после этого письма наркома снимут с работы и арестуют. Расстрелян в 1939-м.

Ста тридцати девяти подписей членов ЦК на записке Бакулина, увы, нет. Есть только несколько виз карандашом. Начиная с подписи Сталина. Нет, даже не старались, расписывался вождь совсем не так.

Разумеется, липа это постановление. Даже если и были такие происшествия, разбирались они совсем не так. Записок Ульриха в Совнарком и ЦК о настоящих расследованиях таких историй мы читали немало.

А теперь к вопросу кто именно был виновником, как там у журналистов:

«Кто был главным виновником чудовищных железнодорожных…»

Реальные процессы проводились, действительно, открыто. Про один из процессов в справке читаем, что в зал набилось под тысячу железнодорожников. Попробуй тут поиграться с законностью!

Выявлено крайне серьёзное число вредителей и диверсантов. Случалась и высшая мера социальной защиты. Когда от происшествия гибли люди, другого не дано.

Опять же, по данным реальных процессов, под суд шли не стрелочники и поездные бригады. Ничего подобного! К стенке становились начальники станций, главные мастера дистанций и прочие начальники.

Результат борьбы с вредителями не заставил себя ждать. Уже в 1937 году число катастроф без учёта аварий составило 4085. На следующий год 3118. А в сороковом всего 1734.

Не слабое такое падение аварийности в три раза? Наверное, с машинистов резко слетела сонливость, а рельсы сразу обновились и перестали шататься?

А может, дело в уничтоженных вредителях на железной дороге? В уничтоженных агентах западных капиталистов и буржуазных разведок? Да нет, глупость какая!
РГАСПИ.Ф.17. Оп.166. Д.587