«Фонд номер 2» - фонд Уездного по воинской повинности присутствия.
Для заведывания делами воинской повинности была установлена трехчленная система:
1) в составе Министерства Внутренних Дел (МВД) имелось Управление по делам о воинской повинности;
2) в каждой губернии и области (за некоторым исключением) – губернские (или областные) по воинской повинности присутствия, под председательством Губернатора или начальника области, состоящие из следующих членов:
- Губернского (областного) Предводителя Дворянства;
- Вице-Губернатора;
- Председателя Губернской Земской Управы;
- одного члена этой Управы, по ее выбору;
- Прокурора Окружного суда или его товарища и
- по назначению Главного начальника военного округа – воинского чина, находящегося в составе местного гарнизона и пользующегося правами командира отдельной части.
Эти присутствия играли роль преимущественно кураторскую – они наблюдали за правильным ходом призыва в губернии и рассматривали жалобы на деятельность уездных и городских присутствий, на которые собственно и были возложены исполнительные действия по призыву.
Кроме того, на губернские присутствия возлагалась раскладка числа новобранцев между призывными участками губернии и медицинское переосвидетельствование (как лиц, подлежащих воинской повинности, так и признанных негодными к службе новобранцев по их прибытию в войска).
3) в каждом уезде или округе имелись уездные (или окружные) по воинской повинности присутствия, под председательством Уездного (окружного) предводителя дворянства, из членов:
- Уездного Воинского Начальника или офицера по назначению военного начальства;
- Уездного исправника и
- Члена Земской Управы.
4) Особые городские присутствия имелись только в 17-ти многолюдных городах (Петербурге, Москве, Одессе, Риге, Казани, Харькове, Киеве, Саратове, Вильне, Кишиневе, Кронштадте, Николаеве, Севастополе, Тифлисе, Варшаве, Лодзи и Ростове-на-Дону) – под председательством Городского Головы и членов: офицера, по назначению военного начальства, чиновника, по назначению начальника полиции и двух членов городского общественного самоуправления.
I. Какие дела хранит Уездное по воинской повинности присутствие?
Главное отличие между фондами Уездного Воинского Н-ка и Уездного по воинской повинности присутствия заключается в том, что первые вели досье на новобранцев и запасных нижних чинов, а вторые – на всех призывников. Поэтому в фонде Уездного по воинской повинности присутствия находятся всевозможные списки, т.к. именно присутствие непосредственно занималось процессом призыва, и сюда стекалась вся информация из уездных деревень о том, кто именно должен идти тянуть жребий.
Например, фонд Рязанского уездного по воинской повинности присутствия (У.В.П.П.) (ф. 198) содержит следующие дела:
- призывные списки лиц, приписанных к 1-му участку Рязанского уезда 1874 г. (д. 4);
- посемейные списки по обществам 2-го участка Болошневской волости Рязанского уезда 1874 г. (д. 8) ;
- дело о приписке мещан города Рязани к призывным участкам по призыву 1876 года (д. 38).
Поскольку присутствие занималось составлением списков призывников, в фонде откладывались документы, подтверждающие возраст:
- метрические выписки на лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности 1889-91 г.г. (д. 144).
II. Могут ли находиться в фонде Уездного по воинской повинности присутствия дела, которые должны находиться в других фондах?
Ниже по ссылке подробно рассказывается, как и по какой причине организовывалось ведение документооборота в Управлении Уездного Воинского Н-ка и Уездном по воинской повинности присутствии с 1887 по 1917 г.г.
Поэтому, в фонде Уездного по воинской повинности присутствии могут также оказаться материалы, которые должны были храниться в фонде Уездного Воинского Начальника. В пример приводится фонд Рязанского Уездного по воинской повинности присутствия:
- послужные списки ратников и унтер-офицеров 1874 г. (д. 25);
- приемно-формулярные и послужные списки 1886 г. (д. 115).
- Списки лиц, зачисленных в ратники государственного ополчения в призывы 1874-1876 годов по 4-му участку Рязанского уезда (д. 18).
Кроме того, имеются журналы присутствий – материалы различных заседаний, на которых разбирались дела, касаемые выполнения воинской повинности:
- Журнал заседаний присутствия на 1880 год (д. 68).
В фонде Касимовского уездного по воинской повинности присутствия (ф. 195) имеется:
- жеребьевый список 1-го призывного участка 1896 г. (д. 8).
Так, фонд Пронского уездного по воинской повинности присутствия (ф. 196) содержит дела:
- Список рекрутов Полянской волости 1869 г. (д. 2)
- Приговора сельских сходов о назначении крестьян к выполнению воинской повинности 1878 г. (д. 9);
- Формулярные списки солдат 1879 г. (д. 10);
- Приемная роспись призывного участка 1883 г. (д. 11).
Еще одно отличие от фонда Уездного Воинского Н-ка заключается в том, что в нем в основном хранились дела запасных и новобранцев, а в фонде Уездного по воинской повинности присутствия имеются многочисленные списки ратников (т.е. лиц, зачисленных в Государственное ополчение).
III. Главный документ Уездного по воинской повинности присутствия – приемно-формулярный список.
Поскольку Уездное присутствие отвечало за прием новобранцев, то самый главный документ, который вёлся в этом присутствии – это приемный формуляр.
Циркуляром Министерства Внутренних Дел от 5 мая 1905 года за №14 была утверждена новая форма приемно-формулярного списка. Как видно, обе половинки были абсолютно идентичны.
«За исключением маленькой пометки, которую никто не читает» - как говорил герой фильма «Калина красная» Егор Прокудин.
Отличия можно было отыскать в самом низу. На левой стороне стояла засвидетельствованная отметка командира полка или другой части, когда именно новобранец прибывал на службу в названную часть. И дата прибытия, засвидетельствованная подписью и печатью строевого командира.
Эта половина, по прибытии новобранца в часть войск, возвращалась уездному воинскому начальнику.
В правой же половине стояла только подпись уездного воинского начальника – она оставалась в той части войск, куда новобранец прибывал.
Согласно §54 «Руководства для препровождения из уездов в войска по назначению новобранцев», «формулярные списки всех новобранцев, назначенных в одну и ту же часть, собираются в одну обертку, проверяются перекличкой собранных людей и вместе с оберткой прошнуровываются в виде тетради, с укреплением шнура казенной печатью управления уездного воинского начальника». На обертке указывалось:
а) в какую часть назначены новобранцы, коих приемные формулярные списки сложены и прошнурованы под оберткой;
б) сколько именно заключается в тетради последовательно на полях пронумерованных формулярных списков;
в) сколько в команду выдано казенных вещей и
г) состав чинов, сопровождающих команду в войска.
Как видно, этот документ совершал путешествие длиной порой несколько тысяч километров: из уездного города, где осуществлялся призыв, приемно-формулярный список вместе с маршевой командой отправлялся в воинскую часть, а затем возвращался обратно.
-----------------------------------------