События, связанные с Крещением Руси, нашли отражение в целом ряду исторических источников, которые являются важнейшими, для изучения этого периода истории Юго-Восточной Европы IX века. Прежде всего, мы имеем дело с византийскими летописями, такими как: Хроника продолжателей Феофана, Хроника Симеона Логофета, Хроника Георгия – монаха, Хроника Скилицы Кедрина, Хроника Зонары. Сюда же примыкает анонимная Хроника, названная по фамилии своего издателя, Кюмона. Рассказ о тех же событиях содержится в Житии патриарха Игнатия, составленном Никитой Пафлагонским и в письме Иоанна, патриарха Антиохийского, императору Алексею Комнину. Важнейшие сведения содержатся в двух беседах патриарха Фотия (860 г.) и его же "Окружном послании восточным патриархам" (867 г.)
Нужно сказать, древнее русское язычество регулировало лишь отношения между человеком и природой. Социально-политическая организация была развита весьма слабо. Вот почему язычество было не способно противопоставить что-то серьезное нарастающему социальному неравенству и оправдать его.
Среди памятников древнерусской церковной литературы, сохранивших для нас свидетельство о начальной этапе Русской церкви: "Память и похвала" мниха (монаха) Иакова, известна скорее специалистам, чем широкой публике. Подлинность этого исторического документа, одно время вызывала сомнение исследователей, поскольку история принятия христианства князем Владимиром, изложенное в нем, явно противоречит устоявшемуся взгляду на это событие.
Как известно, введению христианства на Руси предшествовала смелая попытка князя Владимира не только реформировать язычество, но и унифицировать древний культ (оформив его в единый пантеон богов). В исторической литературе нововведение Владимира толкуется как проявление фанатичной приверженности князя к язычеству. Однако, ещё в дореволюционной науке было обращено внимание на политическую подоплёку реформ Владимира.
"ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ ВЛАДИМИРУ". Мниха Иаков.