Найти в Дзене
Старпер

Реставрировать. А надолго?

Кадр из фильма "Двенадцать стульев".
Кадр из фильма "Двенадцать стульев".

С Левашовского кладбища в Петербурге исчез памятник польским жертвам политических репрессий.

Как рассказал «Фонтанке» генеральный консул Польши в Петербурге Гжегож Слюбовски, для него пропажа памятника стала полной неожиданностью.

«Когда именно его уничтожили, я не знаю. Я был только что на кладбище и увидел, что его теперь просто нет вообще. Памятник жертвам сталинских репрессий был установлен в начале 1990-х, официально, с участием польского института и консульства. Мы обычно посещали его 2–3 раза в год», — рассказал Слюбовски.

Польская сторона сообщила о намерении написать сегодня официальную ноту в российский МИД.

Мемориал памяти жертв «польской операции» НКВД, расстрелянных в Ленинграде в годы Большого террора, был создан в 1993-м по инициативе общества «Полония» и «Союза поляков». Это была глыба из серого гранита, отполированная с лицевой стороны, справа к ней примыкал наклоненный гранитный католический крест. В 1998-м была проведена его реконструкция: выложена плитами площадка и установлена стела с надписью «Прощаем и простите нас».

И вот некий «источник ТАСС в администрации Санкт-Петербурга» информировал это знаменитое агентство, что памятник «отправлен на реставрацию после нападения вандалов».

Так выглядел памятник раньше. Фото: Петр Иванов / Wikipedia / CC0.
Так выглядел памятник раньше. Фото: Петр Иванов / Wikipedia / CC0.

А так выглядит сейчас. То есть - никак не выглядит. Фото одного из читателей "Фонтанки".
А так выглядит сейчас. То есть - никак не выглядит. Фото одного из читателей "Фонтанки".

Хорошо, если это окажется правдой. Но лично у меня есть большие сомнения. Уж очень удобное, пусть и сильно избитое, объяснение выбрано городским руководством. Очень часто вот это «взяли на реставрацию» используется, чтобы безвозвратно удалить что-то мешающее сильным мира сего или не устраивающее их.

Жена, долгое время бывшая профессиональным музейщиком, рассказала, как некая влиятельная особа, проживавшая в здании, половина которого принадлежала государственному музею, а другая половина была жилой, долгое время боролась за замену старой и непрезентабельной входной двери на новую. Всё могла бы решить реставрация, но, как всегда, встал вопрос финансирования. Ни районная администрация, ни руководство музея не желали брать на себя эти расходы. Тогда было найдено соломоново решение: дверь взяли на реставрацию, а вместо нее поставили новую. Ну а реставрация, понятно, безнадежно затянулась, идет второй десяток лет…Народ забыл о прежней двери, привык к новой («как тут и была»). Кто о старой вспомнит?

Дополнительно настораживает еще один факт. Ладно бы сняли один только памятник. Но приглядитесь к фотографиям, опубликованным «Фонтанкой». Убрали боковые ограждения и даже плитку, которой была вымощена площадка. А это как объяснят?

Надо сказать, что у нас в Петербурге уже поубирали не один мемориальный объект, связанный с памятью о прошлом. Всё делается ради объединения вокруг. "Лишние" и "вредные" памятниким мешают объединяться настолько сплоченно и тесно, как того требует момент.

В каждом подобном случае организованные «убиралы» рассчитывают на хрупкость человеческой памяти и на торжество забот сегодняшнего и завтрашнего дня над вчерашними. Но вы-то хотя бы будете помнить, что вот этот памятник стоял?

Надеюсь на сакраментальное: "А как иначе, у нас все ходы записаны". И когда наши великие комбинаторы будут спасаться бегством от обманутой толпы, не факт, что им снова повезет.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2353 ДНЯ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА").