Найти тему

НДС: планирование налоговых рисков

Оглавление

Многие предприниматели помнят славные времена примерно до 2014 года, когда декларацию по НДС бухгалтеры начинали заполнять с вопроса:

- Сколько будем платить в этом квартале?

Круто было, правда? Было чувство хозяина: планировали выплату налогов из ощущения внутренней справедливости. Увы, но сейчас так не работает. Сейчас уже предприниматели спрашивают бухгалтеров:

- Сколько НДС получилось? А сколько расходов надо, чтобы стало 10 тысяч?

И, получив ответы, бегут искать кто им нарисует бумажный НДС. После чего чувствуют себя героями, отвоевавшими кровно заработанные.

И тут есть только два сценария поведения:
1. Офигели? Это же реальные расходы, у меня все документы есть!
2️. Ой, а что теперь делать?

Иногда сценарии проигрываются последовательно, иногда предприниматель сразу переходит ко второму. Но чтобы этих сцен не было вовсе, надо в момент поиска бумажного НДС правильно оценивать риски.

Сейчас ФНС программно (с помощью не людей, а алгоритмов) отслеживает движение НДС и присваивает каждой компании статус:

✅ Выгодоприобретатель: тот к кому придут с вопросами;
⏹️ Транзитная компания: через неё прошли деньги, но взять там нечего;
🟥 Компания, на которой происходят разрывы НДС.

Цепочка может быть длинной, но за всеми разрывами пойдут к тем, у кого есть возможность заплатить. И это будет реальная компания, не исключено, что именно ваша.

В данной ситуации у вас будет только один из трёх вариантов развития событий:

💡 Вы можете признать свой косяк и выплатить доначисленную сумму полностью либо частично (иногда удаётся договориться на частичную оплату, но остальное, скорее всего, прилетит позже).

💡 Можете стоять на своём и подкладывать документы, доказывая реальность сделок. Тут годится буквально всё: номера телефонов, переписка, анализ поставщика, его сайта, доказательства переговоров. Если инспектор поверит, что вашего умысла не было (вернее поймёт, что не докажет вашу вину в суде), он откажется от претензий.

💡 Есть вариант отказаться, сразу приложив документы и молча ждать результата. Если сумма невелика, то возиться с вами нецелесообразно: немного потреплют нервы и пойдут искать более сговорчивых. Но пристальное внимание ФНС после этого вам обеспечено.


Важно

Позицию надо вырабатывать не в момент получения требования, а ещё до заключения сделок. Каждую компанию, с которой вы планируете работать на предмет налоговых рисков, надо оценивать по светофору банков. Собирать документы и доказательства реальности сделок, отсеивая подозрительные фирмы. Сразу говорю: это сложно и муторно, игра не всегда стоит свеч.

А вы оптимизируете НДС? Изучаете при этом партнеров, чтобы вот прям досье собрать перед заключением сделки? Есть ли у вас в компании положение о проверке контрагентов?