Найти тему

Принципы реставрации. №6

Дом Мошниковой (ныне Аникиных) в деревне Ямка на острове Кижи
Дом Мошниковой (ныне Аникиных) в деревне Ямка на острове Кижи

Принцип №6 – «Комфортные условия реставрации или реставрация в стиле лакшери (лухари)»

Ранее были:

Принцип №1 - "После реставрации памятник должен быть лучше, чем до реставрации"

Принцип № 2 - "Принцип отложенных работ".

Принцип №3 – «Наш клиент – памятник»

Принцип №4 – «Скользкий принцип «минимального вмешательства» в памятник».

Принцип №5 – «Жертвенный материал или хоррор-реставрация»

Принцип №6 – «Комфортные условия реставрации или реставрация в стиле лакшери (лухари)»

Тему можно смело разбить на две части. Первая часть касается комфортных условий для памятника, а вторая для людей. Связка «памятник-люди» на практике очень важна. К большому сожалению, о людях часто не думают, те в свою очередь делают работы плохо, что в конечном итоге отражается на памятнике. Да и о памятниках тоже забывают. В старое время это называлось просто – культура производства.

В реставрации всегда начинается всё с малого, а конкретно с бытовых условий. Счастье, когда объект реставрации находится в городе, а если он стоит в чистом поле? Однажды был интересный диалог с монтажником-высотником, у которого был большой опыт работы командировок по всему Советскому Союзу. Спрашивали, как ему живется постоянно в разъездах, в командировках, в дали от семьи и дома. Немного подумав и выпустив неторопливо сигаретный дым из своих легких, которые дышали воздухом от Владивостока до Калининграда он выдал фразу: «Дочка, командировка человека не красит». (спрашивала его девочка, ежели что, я просто рядышком был).

Попов Николай Леонидович, руководитель реставрации Преображенской церкви до 2013 года (далее руководителей не было, имхо)
Попов Николай Леонидович, руководитель реставрации Преображенской церкви до 2013 года (далее руководителей не было, имхо)

Второе, что я запомнил. Году этак в 2000-ом мой начальник говорил: «Кто будет работать на Преображенской церкви должны получать 500 долларов». Да, тогда считали все цены в зеленой валюте (было такое), и средняя заработная плата у плотников составляла 50 баксов. Начальник четко понимал, что нельзя допускать на церковь абы-кого и за хорошую работу надо хорошо платить.

Ну и третье, наш старейший научный сотрудник Виола Анатольевна продвигала мысль, что реставрацию Преображенской церкви надо делать исключительно в белых перчатках. Посмеивались конечно, но понимали в переводе на нормальный русский язык следующее – нужны плотники-интеллигенты, коих в Кижах отродясь не видывали.

Консервация объекта на зимний период
Консервация объекта на зимний период

Ну а что наша церковь, да и все остальные наши памятники? Они тоже требовали нового, нестандартного подхода. Специально для Преображенской церкви построили на острове реставрационный комплекс вдали от людских глаз. На комплексе круглый год светло и тепло, сухо и гуляет ветер шквальными порывами. Вся церковь, от нижнего венца до центрального креста реставрировалась в этом комплексе плотниками-интеллигентами. Даже подсобные рабочие были в курсе кто такой Кант (Иммануил Кант) и флегматично в курилке выдавали фразу: «да был я в музее Канта».

Сборочный цех реставрационного комплекса
Сборочный цех реставрационного комплекса

К хорошему быстро привыкаешь. А вот если теоретически вернуться в то время, когда было чистое поле и церковь посреди этого поля, то можно прийти в тихий ужас от изначальной ситуации. Кругом пьянство, нищета, морок и инфернальность (конец 90-х, ежели что). Но вытянули ситуацию, переломили морок, родили плотников-интеллигентов. А далее уже все шло по накатанной.

Умные люди следили за ситуацией в Кижах и наш опыт переносили на свои объекты. Для меня показательны два случая реставрации, оба в Карелии.

Первый, когда в поле кинули не одну бригаду, а бригаду с поваром (настоящий шеф-повар немного подвис в пандемию без работы в ресторане и окунулся в волшебный мир реставрации). Оказывается, при хорошем и правильном питании производительность труда выросла в два раза и затраты на повара окупились со сторицей. Об этой реставрации ранее я писал здесь (ссылка будет чуть позже).

Второй случай, когда объект находился не то, чтобы в поле, а вообще в глуши и холодное время года тупо не было возможности разместить людей (летом в палатках). Не беда, просто перевезли объект в Ленобласть и зимой реставрировали в нормальных условиях. По весне перевезли обратно и установили на месте. Об этой реставрации ранее я писал здесь (ссылка будет чуть позже).

К чему все это? Да к тому, что реставрация без создания нормальных условий обречена на провал априори. К тому, что не стоит понимать и измерять реставрацию только в деньгах-финансах (от денег никто не отказывается, не поймите неправильно). К тому, что можно быть офигенным реставратором, но первая простуда и переохлаждение тебя выкосит с объекта. К тому, что памятник можно загубить на ровном месте некачественной работой под открытым небом.

Просто картинка понравилась)
Просто картинка понравилась)

Короче, думайте не только о реставрации, но и о создании хороших условий для реставрации. Пусть достойные условия работы будут нормальными ценностями в реставрации, а их необходимость – всеобщим убеждением

Всем всего светлого и ясного!