Найти тему
Небесные истории

Путешествие в Катар - 10. Возвращение с багажом знаний

Март, 2014 г.

После погодных апокалипсисов прошлых двух дней утро в день отлета снова решило порадовать безоблачной - ну просто чудесной! - погодой,  очень невинно намекая подзадержавшимся русским: "Как жаль, что вы наконец-то улетаете!"

Мои коллеги хотели до вылета еще съездить за сувенирами на какой-то местный рынок, но мне удалось, сославшись на здравый смысл, убедить, что вовремя найти зону сдачи арендованной машины и не опоздать на самолет будет все-таки разумнее, чем искать верблюдов на магнитиках. Да и рынок тот еще найти надо - есть риск потратить время впустую, а потом начнется "давай-подгоняй!" Тем более что и в аэропорту наверняка можно будет закупиться верблюдами, а попытка сэкономить десять процентов - недостойно работникам передовой авиакомпании S7 Airlines!

------------------------------------

Дорогой читатель "Небесных историй"!

Это заключительная часть повествования о рабочей поездке в авиакомпанию "Катарские авиалинии" в марте 2014 года, ставшей началом волнительного этапа моей летной работы. Сегодня рассказ о последнем дне и о важных открытиях, которые мы почерпнули из опыта ближневосточных коллег.

Ссылка на первую часть Ссылка на вторую часть
Ссылка на третью часть Ссылка на четвертую часть
Ссылка на пятую часть Ссылка на шестую часть
Ссылка на седьмую часть Ссылка на восьмую часть
Ссылка на девятую часть

------------------------------------

CRM победил, парни, немного для вида посопротивлявшись, с моими доводами согласились, и, как мне думается, приняли мы правильное решение. Как опытного уже водителя арендованных автомобилей, меня действительно волновал вопрос "как не заблудится в аэропорту", поэтому сначала пришлось провести длительную предварительную подготовку с использованием доступных навигаторов, чтобы понять, куда ехать - ведь до этого мы были только в зоне прибытия, а в Дохе, как во многих аэропортах, зоны прибытия и вылета находятся не совсем в одном месте. Сдавать арендованную машину надо тоже в зоне вылета.

Все оказалось достаточно просто, но только после того, как мы правильно выбрали, куда ехать - почему-то ни один навигатор не хотел показывать нам маршрут к Airport Doha - Departures (аэропорт Доха - зона вылета). Пришлось включать логику и ставить себя на место пакистанцев - строителей аэропорта и в итоге мы оказались на нужном месте.

Минут пятнадцать ехали до парковки, а там провели еще столько же, если не дольше - ждали, когда же дядька из Hertz'a сходит посмотреть на нашу красивую, немного запылившуюся, машину. На слово пацанам он верить отказался, а дел у него было много, поэтому пришлось подождать, пока дяденька освободится. За весь мой опыт аренды автомобилей в разных странах такая мнительность встретилась впервые - обычно отдаешь ключи персоналу (а ночью - просто бросаешь их в key drop) и уходишь. Тем более что страховка полная.

Пока Никита сдавал авто, я глазел по окрестностям. Этих издалека видно - русские. Злые, недовольные лица :) Олег и Сергей - улыбнитесь, вас снимают!

-2

Мужик устал от своего гарема, вышел покурить:

-3

Наконец Никита вернулся, мы потопали в терминал.

Из всего коллектива я оказался единственным, кто воспользовался достижениями прогресса -  зарегистрировался на рейс он-лайн, поэтому решил не дожидаться начала регистрации, пошел на стойку для таких же  продвинутых. Сдал багаж, и уже зная, что наглость - второе счастье, спросил о возможности апгрейда в бизнес-класс. Смуглый дядька  со значком Qatar Airways ответил, что очень хочет помочь, но еще сильнее сожалеет, что в моем букинге нет отметки о том, что можно повысить в статусе.

Ну нет и не надо - будет возможность сравнить их эконом класс с привычным нашим.

Вернулся к коллегам, залез в iPad, нашел WiFi и позвонил домой по Скайпу.  Да, современные технологии - очень удобная вещь в путешествиях!

Пока болтал с женой, обнаружилось, что мои коллеги растворились в недрах дохск... дохийск... короче, в недрах терминала Дохи. Просканировал глазами ближайшие очередям на стойках регистрации - никого знакомого не нашел.

Хм. Неужели они так быстро зарегистрировались и пошли в зону вылета? Или ушли дышать свежим арабским воздухом?

Вышел на улицу, оглянулся - никого. Вернулся обратно. Остается лишь идти в сторону гейтов.

Довольно оперативно прошел через скучающих пограничников и досмотр багажа и оказался в зоне вылета. Дошел до своего гейта - и тут тоже никого из знакомых.

Да что ж такое! Где же мы разминулись?

Ладно, дружба службой, а обед по расписанию. На пустой желудок искать коллектив сложно (да и куда они денутся?) поэтому по запаху определил направление и нашел фуд-корт с огромными окнами, выходящими на перрон которыми я не преминул воспользоваться.

-4

Ну а когда я набил свой желудок, потеряшки нашлись у гейта. Пошутили друг над другом: каждая сторона решила, что потерявшаяся другая незаметно слиняла и уже стоит на стойке рецепции здания отдела кадров "Катарских авиалиний" - того самого, которое мы нашли в первый рабочий день.

А вскоре, при посадке в самолет, нас ждал совершенно неожиданный сюрприз - всей нашей дружной компании сделали апгрейд в бизнес-класс. Как приятно! И ведь мы особо не напрашивались, только спросили...

Правда, спустившись вниз, пришлось минут двадцать простоять в ожидании автобуса в достаточно душном зале без намека на сидячие места. Совсем не пять звезд! Зато в автобусе уже было нескучно - впереди уселась какая-то группа кришнаитов из России, которая с улыбками счастья на лицах распевала "харе кришна харе", одновременно раздавая листовки с текстом ошарашенным попутчикам, уговаривая их подпевать.

В бизнес-классе я, на правах бывалого, помог мистеру Олегу обустроиться по соседству:

- Смотри, Олег, как тут все по высшему разряду. Кроме того, что букетик цветов на стеночке, такой же еще и в туалете! Не хотите такое в "Сибири" внедрить?

- Обязательно, мистер Денис! Вот прям сразу после того, как вы внедрите тренинг модуль.

-5

Как обычно, дверь в кабину пилотов открыта. Очень милый мусорный пакетик приторочен к креслу командира. Еще одно ноу-хау?

-6

Этот бедуин из "Звездных войн" буквально напрашивался в кадр. Колоритно, не правда ли?

-7

Очень порадовала проводница порадовала, обратившись к нам:

- Mister Oleg and Mister Naydenov?

Вот так я оказался Найденовым... Который Олег.

Изучая кнопочки на креслах, пульт и экран, простояли минут двадцать в ожидании трансферных пассажиров, после чего наконец улетели, узрев по правому борту чудесный вид на почти достроенный новый аэропорт.

-8

Взгляд из 2023 года. Кто бы мне тогда сказал, что посадки на эти новые полосы станут для меня обыденным делом совсем скоро - посмеялся бы и не поверил.

В полете милая проводница еще раз порадовала, когда принесла Олегу не совсем то, что он заказывал - по той причине, что то, что тот заказал, уже было, как выяснилось, закончилось на мне. Пришлось ему давиться принесенным осьминогом.

Ну а я заказал уже знакомый мне хумус и какое-то мясное блюдо и, отведав, пришел к выводу, что в предыдущем полете я действительно был очень голоден, раз смог это все подчистую съесть. Сегодня, уже подкрепившись и не испытывая урчания в животе, это все мне показалось... ну не очень. Да подано на красивой посуде, да, не придерешься к внешнему виду, и, скорее всего, не так невкусно, как мне, уже сытому, показалось.

Но что-то на этот раз катарская еда мне не понравилась.

-9

Через несколько дней после возвращения я слетал в Тиват и, получив традиционный, без изысков, поднос с домодедовской едой, пришел к выводу, что она мне нравится больше, чем кухня "от шеф-повара в Qatar Airways".

Родная морковка слаще этих ваших бананов!

А как вам такая реклама нижнего белья, фильтрующего flatulence (посмотрите перевод сами) в бортовом журнале?

-10

В полете одной из бабулек, летевшей в бизнесе, стало плохо. Видимо, на этот раз в бригаде бортпроводников не оказалось русскоговорящих, поэтому они попросили молодого человека произнести информацию пассажирам на предмет наличия врача на русском. Таковые нашлись, помогли бабульке, и все мы в целости и сохранности прибыли в столицу.

Олег с ностальгией разглядывает родные березки среди проплывающих под нами красот:

-11

И конечно, в полете мы продолжали делиться впечатлениями, интересными вещами, которые мы почерпнули из походов по офисам "Катарских авиалиний", коих оказалось даже больше, чем мы рассчитывали!

Например, Никита посетил вчера местный айти-отдел - ведь до этого выяснилось, что "Катарские авиалинии" не гнушаются сами разрабатывать необходимые им программы, для этой целей у них целых четыре десятка индейце... индийцев трудятся под боком. Приложение для бортпроводников, так поразившее нас, приложение для летных начальников, удивившее меня - все это разработано этим отделом. И ведь здорово же - кому-то приходит в голову мысль: "А давайте сделаем вот это - ведь будет удобно!" - и если мысль нравится, то начинается ее реализация.

У S7 тоже целый штат аналитиков, дизайнеров, веб-мастеров и программистов - человек двести, как мне говорили, только сидят они в Новосибирске - "так, мол, дешевле, а вам какая разница?"

Взгляд из 2023 года. Удаленность S7 IT от Москвы плюс игры в глухой телефон в течение следующего времени сильно мешали внедрить некоторые "хотелки", которые и появились после этой поездки. В 2014 году была поездка, в 2017 я и сам переехал на Ближний восток, а там и Никита в какую-то другую компанию перешел, а решение наших хотелок все еще было настаивалось и выдерживалось - для авиакомпании они не были первоочередными, но на каждом большом собрании в четверг отчет требовали.

Выделение планирования обучения в отдельный отдел - важная вещь, основа основ, что мне не удалось донести в прошлом и что обязательно надо сделать дабы внедрить этот треклятый модуль. Использование сторонних продуктов, соединенных с базой данных AIMS - решение, открывающие интересные перспективы. Управление отпусками посредством Leave Management Module, расчет зарплаты с помощью соответствующего модуля, процедуры заказа и размены рейсов - о последнем я в прошлых частях не рассказал, сейчас исправлюсь.

Опубликован ростер и ты вдруг понимаешь, что в какой-то день тебе необходимо что-то другое. Ты находишь того, у кого это другое есть и предлагаешь поменяться. Если коллега соглашается и если размен легален с точки зрения правил планирования - берете и меняетесь, и все это делается он-лайн - в AIMS для этих целей имеется дополнительный модуль, в Jeppesen, к слову, тоже, но что мешает нам и без модулей подобную процедуру установить, просто прописав для начала правила для пилотов и бортпроводников? Упорядочить этот процесс?

Оформление  результатов тренировок и проверок на электронных бланках и последующее внесение их в базу данных, после чего можно столько всего полезного сделать (статистика и анализ рулят!) - это ж потрясающе! Приготовил чашечку кофе, удобно уселся перед компьютером, вывел на монитор необходимые данные: по одному пилоту за несколько лет, или по элементу подготовки за три последних месяца, или по оценкам и замечаниям конкретного инструктора - это же кладезь информации, которая must have для эффективной организации летной работы!

В AIMS был для этих целей соответствующий модуль Training Results and Forms, который, опять же, использовали в Катаре для ведения бланков подготовок и проверок (электронных, разумеется) и сохранения результатов. Мне очень захотелось увидеть таковой в S7...

Взгляд из 2023 года

В S7 он появился и даже был внедрен - сама покупка и начало внедрения были при мне (это была моя инициатива, в итоге поддержанная и руководством, и владельцами S7), но сам процесс внедрения был, мягко говоря удивительным (в прошлой записи я назвал его "саботажем"), что меня, к этому моменту очень уставшего от офисных баталий и подковерных игр, очень сильно демотивировало и оставалась лишь соломинка дабы принят решение уйти из офиса. Из офиса я ушел в октябре 2016, когда основной процесс внедрения AIMS Training Forms был закончен - все работало, все найденные болячки были вылечены, оставалась лишь бюрократия (тот самый "саботаж"). Сегодня этот модуль активно используется - пусть и не так, как я видел в самом начале, но работает.

Если кому интересно, есть очень мощное решение по организации и контролю обучения, сбору результатов и анализу кучи данных: MINT. Оно может практически все. Данный продукт применяется во многих авиакомпаниях, в том числе в Emirates. Хотели купить такое для "Победы" после тщательного исследования вариантов, но...

Что ж, наше путешествие завершено. Для меня оно было очень полезным - как с точки зрения работы над проектом, так и с пилотской - посмотреть, как работает не просто иностранная, а еще и очень продвинутая, передовая авиакомпания. Да и как туристу мне было очень интересно познакомиться с новым для меня миром - я никогда до этого еще не был в арабской стране (полеты по аэропортам не считаются) и, как и многие соотечественники, наверное, обладал целым набором стереотипов и предрассудков.

Катар оставил, скорее, положительные впечатления. Он точно не был похож на мои представления о закрытой строгой патриархальной сверхрелигиозной арабской стране". Наоборот, я увидел настоящий микс наций со всего мира, путешественником быть оказалось очень комфортно - практически все дублировано на английском, да и местный люд его тоже знает.

В марте погода была более чем комфортная, ну а летом, как я уже писал, можно ожидать душегубку. Так что, если когда захотите съездить в Qatar Airways на интервью, или же просто посетить Доху, используйте для этого другое время года!

А у меня, руководителя рабочей группы по внедрению модуля подготовки AIMS, еще сильнее окрепло ви́дение того, куда надо идти, чтобы сделать нашу работу чуточку лучше. Осталось самое малое - реализовать.

И об этом я расскажу когда-нибудь потом

Постскриптум

После февраля 2022 года многие иностранные вендоры запретили использовать свои продукты, а правительство поставило перед предприятиям требование: перейти на отечественные решения. Отечественных решений по управлению авиакомпанией уровня хотя бы AIMS - нет.

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

-12

Катар
4438 интересуются